Больше, чем в Латвию, Беларусь экспортирует только в Россию
Ольга Павук
В июле в Риге побывал президент Торгово-промышленной палаты Республики Беларусь (ТПП РБ) Владимир Бобров. Целью визита была активизация связей с ТПП Латвии. Гость из Беларуси передал своему латвийскому коллеге список еще 64 белорусских предприятий, желающих вести бизнес на Балтике. БК успел переговорить с руководителем ТПП РБ.
Владимир Николаевич, назовите самые важные направления деятельности ТПП Республики Беларусь в сотрудничестве с Балтийскими странами.
Самые важные направления нашей работы – экспорт белорусских товаров в Балтию, привлечение инвестиций и обмен информации между торгово-промышленными палатами наших стран. Балтия – наш ближайший сосед, мы заинтересованы в налаживании здесь самых тесных связей. В этом регионе значительная часть населения говорит на русском языке, что способствует налаживанию контактов между бизнесменами. В Эстонии у ТПП РБ есть свое представительство, к сожалению, пока нет представительств в Литве и Латвии.
Соглашение между ТПП Латвии и Беларуси подписано в 2000 году. В рамках этого визита подписан дополнительный протокол, расширяющий возможности информационного обмена.
Насколько популярны в Беларуси СП с Латвией, Литвой и Эстонией?
К примеру, в Латвии сегодня реально работает 175 совместных предприятий, а в Беларуси 90 предприятий с латвийским капиталом. Как правило, это небольшие предприятия в разных отраслях, но среди них есть и достаточно серьезное производство. К примеру, в СЭЗ Минск динамично развивается Алютех Инкорпорейтед по производству роллет и другие предприятия.
Белорусские товары любят в странах Балтии за их дешевизну и приличное качество. Ваше отношение к «черному списку» ЕС, в который попала и Беларусь, в контексте международной торговли с Латвией, Литвой и Эстонией?
Любые ограничения никогда не помогали торговле. В Беларуси два типа товаров, проходящих по антидемпинговому списку: калийные удобрения, химическое волокно. Кроме того, имеются квоты на поставки текстильной продукции в Европу – практически это та же форма дискриминации. Кстати по текстилю, в отличие от Беларуси, у России нет квот. Что касается калийных удобрений, то ограничения по их поставкам в Европу действуют уже 10 лет, и наши удобрения туда практически не идут. Мы переориентировали калийный экспорт на Восток. Это, кстати говоря, ударило по Латвии, поскольку раньше мы пользовались латвийским портом.
В то же время потребительские товары из Беларуси находят своих покупателей в странах Балтии. В июле в Риге открылся Белорусский торговый центр площадью 720 кв. м. Нигде в других странах такого нет. В стадии реализации находится ряд других аналогичных проектов. Рижан ждет несколько приятных сюрпризов.
Что мешает более тесному сотрудничеству Республики Беларусь со странами Балтии?
Мешают ввозные таможенные пошлины. Они различаются по целой группе товаров на 15%. При том, что многие товары в Латвии не выпускаются – керамическая плитка, телевизоры, холодильники и др., в то время как вся продукция из Беларуси на экспорт сертифицируется. Заметьте, что вне СНГ за первое полугодие этого года экспортировано белорусских товаров на 1,8 млрд. долларов. В то время как в страны СНГ – на 2 млрд. долларов. Экспорт в Латвию за шесть месяцев составил 277 млн. долларов, а в Литву – 120 млн., в Эстонию – 34 млн. Таким образом более 45% нашей продукции идет на Запад.
Когда, на ваш взгляд, Республика Беларусь может стать членом ВТО? В прессе называлась дата – 2006 год.
Если ничего не случится, то Беларусь станет членом ВТО вместе с Россией. Сроки пока не обсуждаются. В российской палате к этому вопросу подходят взвешенно. Их требования схожи с нашими. Скажу одно, работа по согласованию связанных с этим процессом вопросов идет самым активным образом.
Ваше отношение к объединению с Россией? Насколько оно может быть тесным?
Это сложный вопрос. Что касается производства и экономики – то объединение дало бы только плюсы. Экономически оно нам только выгодно. Других аспектов я касаться не хотел бы. Прямо из Риги мы едем в Тюмень, на встречу с тамошней ТТП.
Не забывайте, что половина нашего экспорта уходит в Россию. Другой альтернативы, как союза с Россией, у нас просто нет.
|