Хлопок, Cotton, «белое золото»
Михаил Тужиков, собкор. газеты Транспорт России в Латвии
В повседневной жизни слово «хлопок» вызывает ассоциации с текстильным производством, тканями и уходящими за горизонт рядами хлопчатника. При этом мало кто задумывается над тем, откуда привозят плоды этого теплолюбивого растения в Балтию. Как складывались отношения Прибалтийских республик со странами-поставщиками экзотического сырья? Каковы перспективы развития латвийской текстильной промышленности в современных условиях?
Пять тысячелетий существует хлопководство, родиной которого является Индия. Географическая близость Средней Азии и сходство климатических условий предопределило развитие хлопководства в этом регионе. Шелк, хлопок и шерсть становились камнем раздора между среднеазиатскими кланами до тех пор, пока Средняя Азия не присоединилась в конце XIX века к России. С этого периода начался процесс капиталистического развития: значительно расширились посевы хлопчатника — главной сельскохозяйственной культуры края. За шесть лет (с 1884 по 1890 гг.) посевные площади, занятые хлопчатниками в Туркестане, увеличились почти в 200 раз (!). Внимание к развитию хлопководства отвечало интересам русских предпринимателей, стремившихся иметь собственное сырье для отечественной промышленности.
В другой части света на берегах холодного Балтийского моря события развивались аналогичным образом. Правда, здесь местные жители не выращивали хлопок и не разводили шелкопрядов из-за климатических условий – тут было развито домотканое льняное и шерстяное производство. Однако самое главное преимущество заключалось в том, что благодаря выгодному географическому положению Рига в ХV веке стала значительным центром транзитной торговли Восточной Европы, а посредническая торговля была основным источником доходов рижских купцов.
Бурное развитие транспорта и связи в 30-60-е годы XIX века стимулировало установление тесных экономических связей Латвии с глубинными, богатыми сырьевыми ресурсами районами Российской империи. А когда в 80-х годах XIX века началось строительство железных дорог, связавших Центральную Россию со Средней Азией, Латвия получила доступ к восточным окраинам Российской империи. В 1883 году стала действовать Закаспийская железная дорога от Красноводска до Самарканда, что позволило Средней Азии, в свою очередь, втянуться в мировое товарное обращение. Единство территории, отсутствие границ, отделявших метрополию от окраин, сближали восток и запад, позволяя среднеазиатскому хлопку беспрепятственно достигать побережья Балтийского моря.
В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте во главе с генералом К. П. Кауфманом, бывшим ранее виленским (современный Вильнюс) губернатором. Зная о нуждах прибалтов в сырье, генерал-губернатор организовал поставки шерсти, хлопка-сырца, козьего пуха и т. д. из Средней Азии не только в Россию, но и в Лифляндию и Курляндию. Из метрополии на восток завозили промышленные товары. Причем обмен не был эквивалентным: из Бухары вывозилось товаров на 1 миллион царских рублей, а ввозилось из России – на 600 000 рублей. Более того, американский хлопок был в 3 раза дешевле туркестанского, но российское (а затем и советское) руководство тем не менее вкладывало деньги в развитие отечественного среднеазиатского хлопководства. Дело в том, что хлопок представляет стратегический интерес не только с текстильной точки зрения, но и с военной – для производства взрывчатых веществ.
Не случайно в середине XIX века в прибалтийских губерниях бурно развивалась текстильная промышленность: в 1857 году в г. Нарве был основан хлопчатобумажный комбинат Кренгольмская мануфактура, а в Страздумуйже (на территории современной Риги) хлопчатобумажная фабрика Пихлау, насчитывавшая 964 рабочих еще в 1825 году. Одним словом, текстильная промышленность первенствовала в Латвии, где в 1854 году на 55 текстильных предприятиях трудились 4409 рабочих.
Сырье для легкой промышленности доставлялось в Прибалтику в основном из-за границы, поскольку себестоимость российского была высока. Почти две трети готовой продукции направлялось на внутренний российский рынок.
После Первой мировой войны Латвия обрела независимость, и в 1938 году удельный вес текстильной промышленности увеличился на 21,8% по сравнению с 1913 годом за счет поставок хлопка и джута из-за океана.
Советский период
После присоединения в 1940 году Прибалтики к Советскому Союзу из среднеазиатских республик снова стали ввозить шерсть и хлопок, а вывозить туда готовую продукцию. По данным Госкомстата СССР в 1977 году Узбекская ССР вывозила только в Латвийскую ССР 2,4% от общего объема своей продукции, а ввозила к себе только 1%. Казахская ССР вывозила 3,7%, а ввозила – 2,8%.
Существенную роль в подобном распределении сырья и готовой продукции сыграла специализация производства: среднеазиатские республики производили сырье, а в Прибалтике его индустриально перерабатывали. Высокоразвитая легкая промышленность Латвии была способна переработать значительные объемы сырья. В этом плане весьма показательны цифры, приведенные в таблице 1. Если считать, что численность всего населения Латвии составляла менее 1% населения СССР, то объемы хлопчатобумажных и других тканей, выпущенных в республике в 1980-90-е гг., выглядели впечатляюще:
В 1980-е годы производство хлопка-волокна в СССР в среднем составляло 2,6 млн. тонн, из которых на экспорт шло от 650 тыс. тонн до 991 тыс. тонн. Причем более половины посевных площадей хлопчатника и произведенного сырья приходилось на Узбекистан – около 1,6 млн. тонн. Для сравнения: общее мировое производство хлопкового волокна колеблется в пределах 18,5-21 млн. тонн, а объем потребления равен 18,5-20 млн. тонн (таблица 3).
Суверенные государства
После 1991 года из республик СССР образовались 15 независимых стран, 11 из которых объединились в Содружество независимых государств (СНГ). Хлопок в настоящее время производится в 6 странах СНГ (табл. 2).
В период с 1991 по 2001 год вследствие сокращения посевных площадей и снижения урожайности совокупное производство хлопка-волокна в странах СНГ упало более чем на 40%. Если в сезон 1991/1992 гг. страны СНГ могли конкурировать по объемам производства с Египтом, то уже в предкризисный сезон 1996/1997 гг. их урожай был в 10 раз меньше, чем в Египте. Тем не менее экспорт хлопка продолжает оставаться одной из основных статей валютных поступлений среднеазиатских стран. В Узбекистане, например, сохраняющим за собой второе место в мире после Китая в списке крупнейших мировых экспортеров хлопка, 40% от общего объема экспорта составляет хлопковое волокно. Это и понятно, поскольку объем продаж хлопковой продукции на мировом рынке является достаточно стабильным в силу постоянного спроса на пряжу.
Индийский текстильный сектор, например, планирует заработать 50 млрд. долларов к 2010 году от экспорта хлопка и текстильных изделий из него. Доход от экспорта индийского текстиля составляет 35% от общего экспортного дохода в стране и в прошлом году составил 17 млрд. долларов.
Однако по данным Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан в стране перерабатывается не более 15% выращенного хлопковолокна – не хватает техники. В 2001 году в Узбекистане было собрано 3 млн. тонн хлопка-сырца, из которого только 22,6% было убрано машинами, а все остальное – вручную (производительность 1 человека равна 15-20 кг хлопка-сырца в день). По этим причинам Узбекистан ежегодно недополучает в госбюджет большие суммы валютных поступлений – большие трудозатраты и низкая стоимость экспортируемого хлопка-сырца существенно снижают возможности модернизации хлопководческой отрасли. В связи с этим узбекское правительство приняло решение ограничить вывоз необработанного сырья и заменить его хлопковой пряжей, объемы которой составляют до 25% всего экспортируемого хлопка. Подобная ситуация характерна и для других стран СНГ, что в конечном итоге сказывается на цене хлопкового волокна, мировое производство и потребление которого зависит от целого ряда факторов: цены на нефть, влияющей на стоимость искусственного волокна; состояния экономики; погодных условий; политики государства (см. график). Если, например, Китай – основной хлопковый производитель и потребитель – вступит в ценовую войну, имея около 4 млн. тонн свободных остатков хлопка после последнего торгового сезона, то Узбекистан в этом случае встанет перед дилеммой: либо снижать цены и продолжать реализовывать хлопок мелким оптом, что даст положительный результат только на короткое время, либо вернуться к политике продаж крупными партиями стабильным российским импортерам.
Любопытный факт: прибыль с 1 гектара хлопковой плантации – около 1 тысячи долларов США. Для сравнения: прибыль с 1 га пшеницы в 50-60 долларов уже считается хорошей. Более того, в Европе умудряются выжимать сверхдоходы из готовой экспортной продукции. Экспортируемая Узбекистаном бязь, поставляющаяся по цене 40-50 центов за погонный метр, подвергается за границей обработке, отделке, набивке и продается по цене 4-5 долларов за метр.
Ценовой фактор, безусловно, влияет на потребление текстильной продукции. Обычно снижение цен на текстиль, к примеру, на 10%, влечет за собой через год повышение уровня его потребления на 0,4%. Это очень важно для стран Балтии, где текстильное производство является одной из немногих капиталоемких отраслей, играющих одну из первых ролей в экономике страны.
Балтия
Объемы производства продукции из хлопка во всех трех Балтийских странах определить непросто, поскольку госстатистика включает в позицию «хлопок» его реэкспорт. В последнее десятилетие транзитные потоки хлопка переориентировались с Черного и Каспийского на Балтийское море. Депутат Верховной Рады Украины Олег Костусев даже посетовал по этому поводу: «Хлопок, который еще с советских времен шел из Средней Азии в Западную Европу через порт Ильичевск (Одесская область), сегодня идет через Прибалтику». Потерял хлопковые поставки и иранский порт Бендер-Аббас.
По мнению Александра Миллера – вице-президента одной из крупнейших латвийских компаний «Юглас мануфактура» – причины весьма банальны. «Трейдеры прекрасно понимают, что самый короткий путь не означает самый дешевый, – поделился он с БК своими мыслями по этому поводу. – Дело в том, что в Ильичевске суда простаивали значительно дольше, чем в Риге, да к тому же там процветает воровство и коррупция, поэтому грузоотправители предпочитают более безопасный путь и европейский сервис в Прибалтике. На Каспии другая ситуация: судоходные компании подняли цены на контейнерные перевозки, да плюс ко всему война с талибами в соседнем Афганистане заставили трейдеров переориентироваться на Ригу. Самые большие объемы узбекского хлопка проходят через Латвию, часть хлопка-сырца идет через Таллиннский порт и совсем незначительные его партии проходит через Клайпедский порт».
Хлопок проходит через Латвию в основном транзитом, причем, его грузооборот ежегодно снижается (таблица 4). Расчеты специалистов показывают, что каждая обработанная тонна транзитного хлопка приносит доход от 20 до 30 долларов. Таким образом доходы от транзита через Латвию «белого золота» составляют от 11 до 5 млн. долларов. Внутренне потребление хлопка в Латвии составляет ежегодно 10-12 тысяч тонн на сумму около 10 млн. долларов, а продукции из хлопка производится примерно на 30-32 млн. долларов.
Экспорт среднеазиатского хлопка составляет 1,5-2 млн. тонн в год и поступает, в основном, на европейские рынки. К примеру, Таджикистан экспортирует хлопок-волокно в 4 страны: в Швейцарию – 32,5%, в Латвию – 28,8%, в Иран – 15,4% и в Россию – 11,2%. Из 800 тысяч тонн, экспортируемого Узбекистаном хлопка, 46,7% идет транзитом через Латвию. Казахстан в прошлом году увеличил более чем в три раза поставки хлопка в Латвию, которая занимает теперь 22-е место среди стран-импортеров казахского сырья. Литва находится в этом списке на 35-м месте.
Потенциальным поставщиком хлопка для российских перерабатывающих предприятий могут стать США, экспортировавшие значительные объемы волокна в СССР. Однако в настоящее время транзит американского хлопка через территорию Латвии составляет менее 1%. Россия очень неохотно делает закупки. Дело в том, что американские кипы выше и меньше по объему, чем узбекские. Разница в размерах вызывает технические и финансовые сложности: с американских кип нужно вручную снимать верхний 40-сантиметровый слой волокна, чтобы выровнять их с узбекскими для дальнейшей обработки. Но самое главное – в российский железнодорожный вагон вмещается 50 среднеазиатских кип и только 40 – американских. Это увеличивает стоимость перевозки на 20 процентов и снижает заинтересованность потенциальных импортеров, как это метко отмечено русской пословицей: «За морем телушка – полушка, да рубль перевоз».
Прогнозы
Что же касается прогнозов на будущее, то специалисты настроены не очень оптимистично по ряду причин. Во-первых, прошедший сезон 2001/2202 гг. характеризовался высоким уровнем мирового производства хлопка – 21,1 млн. тонн; во-вторых, более слабым ростом спроса – за десять лет доля мирового потребления хлопка упала с 49% до 40%; и, в-третьих, низкими ценами – 755 долларов за тонну. Плюс ко всему синтетические волокна в последние годы активно завоевывают рынок, вытесняя с него хлопок, избыток сырья которого на фоне низкого потребления привел к превышению предложения над спросом. Подобная тенденция грозит странам Балтии незначительным уменьшением объема транзитного грузопотока хлопка и, как следствие, уменьшением доходов от его перевалки. Однако аналитики Cotton Outlook уверены, что трудности хлопковой индустрии временные и улучшение ситуации не за горами.
============
Доставка сырья в Лифляндию в 1913 году
Из России |
27% |
Из-за границы |
65% |
Местное |
8% |
Распределение текстильной продукции в Латвии в 1913 году
Для местного потребления |
29,5% |
Для внутренних губерний России |
63,5% |
За границу |
7% |
=============
В коробочках хлопчатника содержится 95-98% целлюлозы. Природные хлопковые волокна используют в текстильной промышленности (ткани, трикотаж, нити), в производстве ваты, бумаги, картона, пластмасс, лаков, взрывчатых веществ и пороха.
=============
Хлопчатник (35 видов) – род многолетних трав и кустарников, произрастающих в Америке, Азии, Африке и Австралии. Одна из основных технических культур. Хлопок-сырец представляет из себя волокна, покрывающие семена хлопчатника, которые отделяют при переработке, превращая исходное сырье в хлопок-волокно.
Самым ценным считается мексиканский длинноволокнистый хлопок Prima-Cotton – длина волокон до 43 мм, составляющий 3-4% от общего мирового объема производства хлопка. Индокитайский, египетский и американский средневолокнистый хлопок – Upland Cotton – наиболее распространен и имеет длину волокон около 20 мм. Из длинноволокнистого хлопка делают высококачественный текстиль, а из коротковолокнистого – долговечный. Крупнейшие в мире страны-экспортеры хлопка-волокна: Китай, Узбекистан, США, Индия, Пакистан и Египет. Мировая посевная площадь хлопчатника в пять раз превышает площадь территории Латвии.
=============
Динамика производства хлопкового волокна в странах СНГ
|
1999/2000 гг. |
2000/2001 гг. |
2001/2002 гг. |
площадь, тыс. га |
произ-во, тыс. т |
площадь, тыс. га |
произ-во, тыс. т |
площадь, тыс. га |
произ-во, тыс. т |
Азербайджан |
91 |
31 |
100 |
28 |
100 |
28 |
Казахстан |
119 |
79 |
149 |
80 |
149 |
85 |
Киргизия |
31 |
24 |
31 |
24 |
31 |
24 |
Таджикистан |
254 |
95 |
242 |
105 |
190 |
82 |
Туркмения |
560 |
230 |
575 |
200 |
575 |
200 |
Узбекистан |
1500 |
1160 |
1425 |
930 |
1500 |
1100 |
===============
Динамика роста текстильного производства в Латвии
|
1940 год |
1983 год |
% от произведенного в 1913 г. в Рос. имп. |
% от произведенного в СССР |
Ткани хлопчатобумажные, млн. пог. м |
20,6 |
62,7 |
0,4 |
0,8 |
Ткани шерстяные, млн. пог. м |
1,8 |
11,4 |
3,3 |
2,2 |
Ткани шелковые, млн. пог. м |
3,7 |
21,8 |
– |
1,4 |
Ткани льняные, млн. пог. м |
3,8 |
20,4 |
1,2 |
2,5 |
Трикотажные изделия, млн. штук |
3,4 |
44 |
– |
3,5 |
Чулочно-носочные изделия, млн. пар |
3,3 |
74 |
– |
4,1 |
===============
Основой формирования рыночной цены является среднеазиатский компонент ценового индекса Cotton Index A, который рассчитывается специалистами агентства Cotton Outlook (Ливерпуль) на основе пяти самых дешевых из четырнадцати основных сортов хлопка, производимого в мире.
==============
Производство и потребление хлопкового волокна в основных странах-производителях (кроме СНГ) и странах-потребителях
Страна-произ-ль |
Производство,тыс. т |
Страна-потр-ль |
Потребление,тыс. т |
1999/2000 |
2000/2001 |
1999/2000 |
2000/2001 |
США |
3690 |
4000 |
Китай |
4800 |
4700 |
Китай |
3900 |
3500 |
Индия |
2900 |
2950 |
Индия |
2750 |
2700 |
США |
2175 |
2125 |
Пакистан |
1800 |
1550 |
Пакистан |
1600 |
1650 |
Турция |
850 |
840 |
Турция |
1150 |
1200 |
Австралия |
660 |
680 |
Бразилия |
850 |
870 |
Бразилия |
569 |
580 |
Индонезия |
550 |
540 |
Греция |
410 |
380 |
Италия |
362 |
366 |
Сирия |
325 |
300 |
Япония |
230 |
270 |
Египет |
228 |
240 |
Россия |
215 |
240 |
=============
Транзит хлопка через Латвию
|
1998 |
1999 |
2000 |
Количество,тыс. т |
441,9 |
224,8 |
184,5 |
Общая стоимость переваленного хлопка, млн. USD |
517 |
263 |
240 |
Доход от транзита хлопка через ЛР,млн. USD |
11,0 |
5,62 |
4,61 |
===============
Динамика мировых цен на хлопковое волокно в 1999-2000 годах, USD за тонну
|
1999 год |
2000 год |
Январь |
1229 |
1040 |
Февраль |
1237 |
1179 |
Март |
1249 |
1262 |
Апрель |
1268 |
1293 |
Май |
1321 |
1335 |
Июнь |
1293 |
1316 |
Июль |
1203 |
1287 |
Август |
1122 |
1340 |
Сентябрь |
1089 |
1362 |
Октябрь |
1047 |
1342 |
Ноябрь |
1019 |
1404 |
Декабрь |
974 |
1451 |
|