Место, опасное для жизни
Анализ новой ситуации безопасности в Европе
Инна Рогачий, © Inna Rogatchi, Rogatchi Productions & Communications Ltd., 2003
После более чем полутора лет со дня атаки 11 сентября в Соединенных Штатах ситуация безопасности в Европе не стала спокойней. Напротив, она становится все более и более напряженной, и это ежедневно затрагивает каждого человека в любом из европейских городов.
Рисунок: С. Тюленев, Час | Сбылся наихудший сон
Никогда в своей современной истории Европа, как часть земного шара, в своем худшем сне не могла увидеть, что одна из ее самых больших и наиболее центральных стран, Германия, будет включена наравне с Ираком, Ираном и Ливией в предупреждающий список безопасности Госдепартамента США. Это случилось в середине февраля 2003 года, когда Госдеп издал официальное предупреждение американским гражданам об опасных, с точки зрения безопасности, местах, которые им не рекомендованы для посещений. Никогда после Второй мировой войны у британского правительства не возникало потребности в издании приказа для армии о взятии под контроль аэропорта Хитроу. С середины февраля 2003 года военный персонал численностью 500 человек, оснащенный танками и полным военным оборудованием, день и ночь патрулирует один из самых больших аэропортов мира ввиду очень серьезной и обоснованной угрозы терактов, включающей ракетные атаки на самолеты. Каждый день мы читаем и слушаем новости об арестах, имеющих отношение к терроризму, в Великобритании, Италии, Франции, Германии, Испании, Нидерландах и т. д.
«По всей Европе было арестовано несколько сотен опасных исламских боевиков. Все они прибыли сюда как лица. просящие убежища; в течение многих лет все они со своими семьями живут практически полностью на деньги европейских налогоплательщиков, поскольку очень мало кто из них работает. Попав однажды в старую добрую либеральную Европу, 20-30-летний активист начинает переселять «свою семью», используя права политического беженца. Интересно, что по некоторой странной причине, эта семья, как правило, никогда не состоит из его родителей или других пожилых людей. Обычно те приезжают в Европу погостить. Те же, на переселении которых настаивает беженец как о членах «семьи», -- это «братья, кузены, племянники и т. д.». Реальные отношения этих людей европейским властям проверить и подтвердить практически невозможно, поскольку дома, от Алжира и Марокко до Пакистана и Ирана, имеется множество возможностей произвести любые документы», – говорит высокопоставленный эксперт по безопасности, член не стремящейся к публичности Европейской экспертной группы по антитерроризму, сформированной в прошлом году.
Антитеррористическими службами был выявлен способ укоренения активистов в Европейских странах: «Как правило, они женятся на европейских женщинах, с обязательным обращением их в ислам, и весьма часто в его радикальную форму; они начинают создавать большие семьи, извлекая все больше пользы из социальной, медицинской, образовательной и всевозможной иной помощи, – ничего не делая для общества, которое они доят, и являясь опасными «законсервированными» агентами могущественной террористической паневропейской сети. Наиболее сообразительные либо имеющие специальные миссии, как Мохаммед Атта и его компаньоны, поступают в университеты и другие учебные заведения, где они изучают архитектуру, строительство, коммуникации. Теперь мы знаем, почему они изучали именно эти дисциплины, – это давало им детальное знание об инфраструктуре европейских городов и предоставляло возможность определить слабые или уязвимые места», – анализирует представитель одной из европейских антитеррористических служб.
Еще одним предметом серьезного беспокойства европейских антитеррористических организаций стало с недавнего времени отмечающееся значительное увеличение еще более молодых «политических беженцев» из стран, где позиции экстремистских исламских организаций очень сильны: «По нашим данным, реагируя на международную тревогу, вызванную их активностью, экстремистские и террористические исламские организации решили изменить модуль своих операций и посылать в Европу сотни и даже тысячи совсем молодых людей. Они надеются, что европейские власти будут обмануты юным возрастом новоприбывающих (15-17 лет), что они не будут считаться угрозой безопасности и смогут легче получать убежище. Мы работаем с нашими коллегами в органах по предоставлению убежища, пробуем объяснить им, что невинно выглядящим юношам, которым сегодня 15 лет, всего лишь через три года будет 18, а в то же самое время они столь же мотивированны, но только еще сильнее индокринированы и более интенсивно обучены в своих общинах на европейской земле – чему все мы являемся свидетелями в случае лондонской мечети Finsbury и многих других подобных мест в Бристоле, Париже, Марселе или Mилане. Сегодня очень важно понять то, что эта молодежь всего лишь через пару лет будет более приспособлена для проведения актов насилия, чем их 40-летние «братья и кузены». При этом мы также не должны забывать, что в среде той молодежи, которая была рождена в Европе после того, как их родителям было предоставлено убежище, сегодня находятся тысячи прорадикально-исламистки настроенных молодых людей. Мы, безусловно, сталкиваемся сегодня с обновлением и омоложением присутствия воинственного исламского экстремизма в Европе», – убежден представитель руководства одной из европейских служб безопасности.
Если бы планы нескольких сотен арестованных террористов и их сообщников были бы осуществлены, к настоящему времени Европа находилась бы в состоянии войны: атаки рицина и других отравляющих веществ в лондонском метро (которым ежедневно пользуются миллионы пассажиров); отравление городских водохранилищ Лондона и других больших британских городов; взрывы посольств США и других крупных зданий в Лондоне, Париже, Риме и Берлине (строений, расположенных в центральных и наиболее населенных районах самых больших европейских городов); атаки ядовитого газа в парижском метро, одном из самых оживленных в Европе; взрыв Европейского центробанка во Франкфурте; заговор о покушении на жизнь адмирала Майкла Бойла, высшего военного должностного лица Великобритании, убийство которого должно было произойти на военной базе НАТО в Неаполе в середине февраля 2003 года.
Многие из этих тщательно спланированных и полностью подготовленных атак были предотвращены буквально в самые последние минуты, как в случае с запланированным взрывом посольства США в Риме, где аресты были произведены лишь за два часа до нападения; до этого террористы смогли выкопать и полностью оборудовать в самом сердце Рима туннель, ведущий в посольство. Запланированная рициновая атака в Лондоне также была предотвращена лишь за несколько часов до того, как террористы были готовы начать действовать. Точно так же аресты в Неаполе были произведены лишь за несколько дней до запланированного покушения на жизнь британского военного главнокомандующего.
В «запасниках» международного радикального исламского терроризма, опутавшего широкой и прочной сетью подавляющую часть Европы, есть гораздо больше уже подготовленных и только готовящихся «сюрпризов» для всех нас. Два взрыва итальянских католических церквей в феврале 2003 года, приведшие к убитым и раненым, произошли практически одинаково (бомба была прикреплена к церковной двери) в один и тот же день в двух разных регионах Италии. Как этот теперешний подлинный кошмар стал возможным? – день за днем задаются вопросом многие справедливо обеспокоенные европейские граждане.
Наивность или невежество?
Бывший министр иностранных дел США Мадлен Олбрайт в интервью CNBS Meet the Press в феврале 2003 года, пытаясь оправдать пассивную и потакающую политику, которую осуществляла администрация Клинтона в отношении исламского терроризма, воскликнула: «О, вы не понимаете: до 11-го сентября жизнь была совсем, совсем другой!..» Многие эксперты по безопасности, со своей стороны, подчеркивают, что жизнь сотен миллионов людей стала разительно иной, гораздо более опасной и находящейся под постоянной угрозой именно потому, что до этих разрушительных актов террора реальная угроза не была осознана властями и грядущие опасности не были вовремя идентифицированы. Как не были выполнены эффективные действия для предотвращения и остановки реальных угроз террора. Что же касается Европы, то слишком либеральное и слишком левое руководство в предыдущего десятилетия, совпавшее по времени с годами правления администрации Клинтона, создало легкий и благоприятный климат для создания огромной террористической сети практически во всех европейских странах, считает большинство экспертов по терроризму.
Сегодня британский премьер-министр Тони Блэр осознал последствия, объявив, что Англия немедленно приступает к сокращению вдвое числа лиц, претендующих на политическое убежище. Но не принята ли эта столь необходимая мера слишком поздно?.. В течение предшествующих лет Англия стала местом, где мечети превратились в места для вербовки и обучения террористов, а также центры для пропаганды открытой и активной расовой ненависти по отношению не только ко всем немусульманам, но и к нерадикальным мусульманам тоже. Известный в мире эксперт по исламскому терроризму Роберт Баер недавно описал, как еще много лет назад он был потрясен, находя крайнюю террористическую пропаганду в свободной продаже на полках многих исламских книжных магазинов в Лондоне и в других британских городах. «Открытое и очевидно свободное распространение столь откровенной расовой ненависти, повторяющиеся призывы к акциям насилия, да еще с добавлением полных военных инструкций, должны были незамедлительно стать причиной для тревоги в области безопасности. Однако в Лондоне все это существовало, «как обычный бизнес» еще десятилетие назад. Когда же я пытался поднимать этот вопрос с моими коллегами в Лондоне, то никому не было до этого дела или же они не могли сделать ничего существенного по этому поводу. Теперь все мы расплачиваемся за это», – сказал Роберт Баер в одном из своих недавних выступлений.
В свою очередь, во Франции, согласно различным оценкам, находятся от 5 до 7 миллионов иммигрантов из Северной Африки плюс до 3 миллионов нелегальных, то есть, по крайней мере,10% населения страны. Согласно информации французской полиции и руководства контрразведки, «все люди, арестованные в связи с угрозами терроризма в стране, -- североафриканского происхождения, и они принадлежат к радикальным исламским организациям». Тем не менее, в прошлом году в ходе всех избирательных кампаний и французский президент Жак Ширак, и бывший премьер-министр Лионел Жоспен в большой степени полагались именно на этот электорат, расчетливо заигрывая с этой группой, играя даже не в «кошки-мышки», а в «курицу с цыплятами». В то же самое время ведущее антитеррористическое должностное лицо Франции, судья Жан-Луи Бругуйер подчеркнул в своем недавнем интервью новую и далеко простирающуюся стратегию исламского терроризма: «Их новая стратегия заключается в том, чтобы использовать средства информации для передачи и распространении посланий страха, посланий террора, который может навалиться непосредственно на глобальную экономику, на рынки, на уверенность людей. Это усиливает действие классического терроризма как собственно насилия. Сейчас мы уже говорим об их «управлении» террором (как «отраслью»)».
Такая же ситуация и в Германии, которая стала настоящим прибежищем для исламских террористов и их сообщников. Таким же образом, что и во Франции, немецкие левые политические деятели и партии использовали резко увеличивающееся во времена их правления количество мусульманских избирателей для гарантии собственной победы на выборах. Теперь же они сталкиваются с серьезным вызовом: попытаться исправить неизбежное последствие их политического невежества. У антитеррористических властей Германии не остается сегодня никакого иного выбора, кроме подтверждения фактов, приходящих из многих источников: Гамбург стал центром европейской радикальной исламской террористической сети и вместе со многими другими немецкими городами, в особенности Франкфуртом и Берлином, стал глубоко «поражен» этими смертельно опасными людьми и их активностью.
Столь же тревожна ситуация и в Бельгии, где целые районы некоторых центральных городов, таких как Антверпен, четвертый по величине порт мира, стали полностью мусульманскими территориями, находящимися под контролем иммигрантских исламских «советов». Подобное дикое развитие дошло до такой чрезвычайной степени, что местная исламская «милиция», состоящая из людей марокканского происхождения, следует за каждым шагом нормальной полиции Бельгии во время ее работы и постоянно ей угрожает. Недавняя статья в российской газете Известия так описывает ситуацию: «По-видимому, скоро в Европе может появиться Бельгийский Халифат». «Создается впечатление, что именно в Бельгии европейские левые доигрались до настоящей катастрофы в бессмысленных попытках перекроить культурный и этнический пейзаж», -- пишет обозреватель Элмар Гуссейнов. В недавнем докладе комитета парламента Бельгии по разведке, обнародованном в декабре 2002 года, говорится, что «по крайней мере, 30 мечетей вовлечены в действия радикальных террористических организаций в Брюсселе и Антверпене. Существует серьезная и прямая угроза конституционному порядку и выживанию демократической системы в Бельгии».
Тоже самое справедливо и для Нидерландов, с их 850-тысячной мусульманской иммигрантской общиной (при общем количестве населения в 16 миллионов). 300 тысяч из них сосредоточены в Амстердаме, где они просто постоянно терроризируют власти, проявляя поддержку своим террористическим братьям весьма агрессивными способами. В начале 2003 года, директор нидерландской разведки Зибранд ван Хулст выступил с редким для этой спецслужбы публичным предупреждением относительно угрозы исламского терроризма: «Агрессивная разновидность радикального исламского движения оказалась глубоко укорененной в голландском обществе. Они очень активно работают внутри мусульманских общин на всей территории Нидерландов, вербуя террористов, которые были бы готовы совершить террористические акты как внутри Голландии, так и за ее пределами. Наиболее активно производится работа среди иммигрантов второго поколения, среди тех, кто был рожден в Нидерландах или кто поселился в стране в молодом возрасте. Марокканская община -- это предмет для нашего особенного беспокойства», – сказал директор разведывательной службы Нидерландов.
Италия, которая наряду с Испанией активно и последовательно делает сейчас все возможное для борьбы с терроризмом, также унаследовала очень тревожащее присутствие исламских бойцов в стране в результате близорукой политики предыдущего левого правительства. Согласно сведениям итальянской полиции, «прокуратура Северной Италии (Mилан) начала расследование деятельности таинственной исламской организации, создавшей сеть шариатских судов в Европе. Ядро этой организации расположено и действует в Mилане, и у нас есть основания полагать, что Mиланский исламский центр имеет прямое отношение к этому так называемому суду. Это серьезная проблема, так как незаконные «суды» регулярно позволяют забрасывать камнями женщин и калечить мужчин. Тот же самый Mиланский исламский центр имеет прямое отношение к террористам и к их финансированию», – заявила миланская прокуратура в начале января этого года.
Время действовать стремительно
Исламская «милиция» на улицах Антверпена; исламские шариатские суды на всей территории северной Италии; центры по вербовке исламских террористов в Лондоне, Манчестере, Амстердаме, Брюсселе; террористическая финансовая сеть в Швейцарии и Лихтенштейне; центры исламской пропаганды террора в Берлине и Париже. Чего еще ожидать гражданам Европы?..
«Одна из фундаментальных ошибок состоит в том, чтобы думать, что эти атаки направлены против американцев или израильтян или их интересов; и если вы антиамериканец или антиизраильтянин или претендуете быть таковым, пытаясь избежать ярости исламских экстремистов, как изображают сегодня многие люди в Европе, следуя крайне неправильной политике лидеров, подобных канцлеру Германии Шредеру, вы будете спасены. Это не так. Совершенно не так. Факт состоит в том, что начиная с 11 сентября, которое было не только датой атаки на Соединенные Штаты, но также сигналом для «начала представления» по всей Европе, для ее сформированной и готовой исламской террористической сети, мы сталкиваемся с глубоко внедренным идеологически и тщательно спланированным тактически сознательной и постоянной атакой на неисламские и «неправильные исламские» (с точки зрения террористов) ценности, порядок, систему и людей. И никакая попытка умиротворения никого больше не спасет», – таково было недавнее заключение Европейской группы экспертов по контртерроризму в Лондоне.
Главы служб безопасности Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов, Бельгии и Франции также были вполне конкретны в своих недавних обращениях действовать немедленно. «Существующая угроза требует глобального ответа, и он обязан быть лучше, чем был до сих пор», – подытожил руководитель службы антитеррорической деятельности во Франции, судья Жан-Луи Бругуйер.
Наблюдая ситуацию в Хитроу, когда тысячи пассажиров везут свой багаж перед танками, полными солдат с расчехленными автоматами, нельзя не почувствовать, как дыхание войны становится ежедневной рутиной для европейцев. При осуществлении своего следующего «сюрприза» террористы, базирующиеся в Европе, не станут проверять паспорта своих жертв или выяснять их политические симпатии. Терроризм убивает без разбора. И у Европы, загнавшей саму себя в угол, просто нет иного выбора, кроме того, чтобы выиграть эту необъявленную войну, будучи сконцентрированной, сосредоточенной и решительной.
Лондонцы узнают о терактах по SMS
Фото: A.F.I. | «ВОЗДУШ ТРЕВОГ – СОХР СПОК». Подобное SMS-сообщение однажды могут получить жители Лондона, подписавшиеся на новую услугу, пишет KомпьюЛента. Сообщения будут рассылаться системой City Alert Texting System (CATS) в случае угрозы террористических атак.
Кроме того, по SMS будут передаваться адреса ближайших больниц, центров экстренной помощи и инструкции по эвакуации.
«Во время экстремальной ситуации люди впадают в панику, потому что не знают, как действовать в таких случаях, – говорит создатель CATS Дэвид Питерс. – Мы можем разослать сообщения широкому кругу пользователей и сделать это быстро. А так как нам известно, где живет или работает наш подписчик, то он получит инструкции, подходящие именно ему».
Сервис CATS был создан в сотрудничестве с компанией Eazytext, которая специализируется на коммерческой доставке текстовых сообщений. Система начала работу 13 февраля. За две недели, прошедшие с тех пор, количество ее пользователей достигло нескольких тысяч. Это обошлось им в полтора фунта (2,4 доллара) за годовое обслуживание.
Текстовые системы предупреждения используются в Великобритании довольно широко, благо мобильный телефон есть практически у каждого жителя страны. Лондонцы уже получают информацию о задержках рейсовых автобусов, водители Уэльса заранее узнают о ДТП, случившихся на автостраде М4. В США также есть схожие системы предупреждения.
Преимуществом CATS является усовершенствованный алгоритм рассылки сообщений. Город поделен на зоны, соответствующие почтовым индексам абонентов. Благодаря этому система способна разослать миллионы сообщений в течение пяти минут, опередив вал звонков, которым захлебываются сети сотовых операторов в случае экстремальных ситуациях, как это случилось в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.
В идеале, по мнению Питерса, рассылку информации должны проводить сами экстренные службы. CATS уже была продемонстрирована в Лондонском центре чрезвычайных ситуаций, и сейчас Питерс ведет переговоры с властями Манчестера и Эдинбурга.
|