Танго танцуют вдвоем
Валдис Биркавс, д. ю. н., экс-премьер Латвии, директор Института политического анализа
Для российско-латвийских отношений два события играют исключительно важную роль: вступление Латвии в Евросоюз и результаты выборов в Государственную Думу РФ.
Это рамка, которая создает возможность коренного изменения отношений между Латвией и Россией. Коренного с двух точек зрения. Во-первых, вхождение Латвии в ЕС означает, что для нее должны пропасть старые фобии (российской и московской угрозы, имперских амбиций и т. д.). В результате чего появится необходимость реализовывать более открытую, без оглядки на прошлое, я бы сказал, доброжелательную политику по отношению к России. Для России же – это неплохой аргумент, поскольку через Латвию гораздо проще работать с ЕС (знакомая среда, язык общения, связи). Это и возможность перенести проблемы прав человека, о которых Россия до сих пор говорила только с Латвией, на евросоюзный уровень. Что, очевидно, и должно произойти.
Все зависит от Кремля...
Валдис Биркавс
Фото: A.F.I. |
Появляются удивительные возможности перевернуть новую страницу. Однако, на мой взгляд, эта возможность не будет использована ни российскими, ни латвийскими политиками.
Результаты недавних выборов дают основание думать, что российская политика, и внешняя в том числе, станет более консолидированной. В сегодняшних 37% «Единой России» я увидел прошлый успех «Latvijas cels» с похожими результатами. Конечно же, это огромная сила в парламентском государстве. Для России это означает, что парламент будем послушным (в Латвии он сегодня послушен и при 26%). Но если парламент в России послушный, то все будет зависеть от позиции Кремля. Здесь надо четко понимать, что проблема Латвии в общем контексте российских проблем столь незначительна, что президент и кремлевская администрация ее просто игнорируют. Скажем так: у них есть дела поважнее.
Если же рассуждать прагматическими, экономическими категориями, то Россия должна сделать шаг навстречу Латвии для оздоровления отношений между странами. Как сказал на одном из Балтийских форумов г-н Арбатов, большой должен сделать первый шаг. Но шаг к примирению – это признание собственной вины. Россия же никогда не руководствовалась прагматичными соображениями. Думаю, Путин в курсе наших взаимоотношений. Но он не из тех, кто много говорит о правах человека в Латвии. Этим аргументом пользуются парламентарии и МИД, не получивший указаний ослабить или усилить позицию по отношению к Латвии, а действующий просто по инерции.
Я бы сказал, что это будет время неиспользованных возможностей. Ни российские, ни латвийские политики не используют перспективы, которые открываются как после выборов в России, так и по вступлении Латвии в Евросоюз. Латвийские политики не смогут сделать это, поскольку по-прежнему будут бояться России, хотя пора уже перестать бояться, оставаясь при этом бдительными. Российские же политические круги будут продолжать петь туже песню.
Сегодня российско-латвийские отношения не только в тупике, но еще и катятся под откос, поскольку ими никто не управляет. На мой взгляд, нужно думать об аргументах, шагах, поводах, которые сблизили бы обе стороны, поскольку это выгодно им обеим. Для изменения ситуации нужны политическая мудрость, воля и смелость. Причем в одностороннем порядке Латвия не сможет сделать ничего, как бы она себя не вела. Необходимо соблюсти какой-то политический баланс. России после выборов сделать это будет гораздо легче.
... и все идет на пользу Латвии
Российская политика по отношению к Латвии имеет одну особенность: чтобы Россия не делала – хорошее или плохое – все идет на пользу Латвии. Даже закрывая нефтяные потоки, Россия помогает нам диверсифицировать экономику, заставляет вкладывать деньги в другие сферы, уменьшая тем самым зависимость от транзита. Мы видим, что латвийский ВВП все равно растет, конечно, при сильном транзите этот рост был бы более стремительным. Россия постоянно ругает Латвию за нарушение прав человека. Мы относимся к этому отрицательно. На самом деле и это хорошо, нам пришлось привести свое законодательство в соответствие с европейскими нормами. Так или иначе, это пришлось бы сделать, но гораздо медленнее, чем под давлением России.
По существу, если Россия решит, что пора развивать отношения с Латвией, то мы получим большой толчок к развитию. Но если все останется по-прежнему, может повториться ситуация дефолта’98. Ведь помимо отрицательных последствий, российский дефолт сыграл и положительную роль для латвийского бизнеса, заставив предпринимателей диверсифицировать свои риски, переведя большую часть своего экспорта в ЕС, на более надежные рынки.
Такова наша судьба: дружим мы с Россией или ссоримся, Латвия всегда в выигрыше. Но при хороших отношениях с россиянами мы можем выиграть вдвойне. Часто говорят, что танго нужно танцевать вдвоем, однако в этом случае желающих потанцевать нет.
|