Балтийский курс  
начало Архив
English



Еще не вечер

Михаил Тужиков, собкор. газеты Транспорт России в Латвии

В последние годы тема нефтяного транзита через Прибалтику не сходит со страниц газет и журналов. Каждая из стран Балтии реагирует на угрозу потери нефти в своих портах по-разному: кто-то вступает в партнерские отношения со странами-производителями «черного золота», кто-то налаживает контакты со странами-потребителями, а кто-то переориентируется на другие виды грузов. Попробуем взглянуть на проблему нефтетранзита с другой стороны: глазами продавца и покупателя.

В мировой добыче и потреблении нефти давно определились страны-лидеры, которые диктуют правила игры. Это, с одной стороны, крупнейшие в мире производители нефти: Саудовская Аравия и Россия, и с другой – крупнейшие ее потребители – США и Япония. Взаимоотношения между продавцами и покупателями регулирует мировой нефтяной картель ОПЕК, объединяющий 11 стран-экспортеров и пытающийся сдерживать нефтедобычу для сохранения стабильного уровня цен на углеводородные энергоносители. Мировая добыча нефти составляет ежегодно более 1 млрд. тонн, которые концентрируются в портах стран, находящихся на путях транзита нефтепродуктов. Основные направления потоков нефти распределяются примерно поровну между Западом и Востоком, и поэтому страны, обслуживающие нефтетранзит, остаются всегда при деле. Схема, на первый взгляд, довольно проста, но на самом деле она неразрывно связана с разнообразными сферами жизнедеятельности мирового сообщества, что подтверждается историческими фактами.

Кто платит, тот и заказывает музыку

Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ) – рамочный документ, закладывающий основы взаимодействия между странами-потребителями и странами производителями энергетического сырья, а также транзитными государствами – принята в 1991 году и подписана 52 государствами, включая ЕС и все республики бывшего СССР. В декабре 1994 года был составлен Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), подписанный всеми государствами (кроме США и Канады), из которых 44 страны его ратифицировали, в том числе и Латвия. Однако ДЭХ до сих пор не ратифицировали Россия, Беларусь, Исландия, Мальта, Австралия, Япония и Норвегия, что тормозит принятие Международных транзитных правил (МТП), а следовательно, и укрепление законодательного режима управления транзитом энергопоставок через Евразийский континент.

Самый крупный потребитель нефти в мире – США – после событий 11 сентября 2001 года повернулись лицом к России и хотят теперь закупать российскую нефть, чтобы не зависеть от поставок с Ближнего Востока и не подвергаться угрозе эмбарго со стороны ОПЕК. Нужно отметить, что американцы ежегодно импортируют 550 млн. тонн нефти в связи с тем, что берегут свои нефтеносные месторождения и сокращают в них добычу. Поэтому Россия, добывающая около 350 млн. тонн нефти в год и остающаяся независимым экспортером, как нельзя лучше подходит США в качестве партнера. В апреле этого года в Москву приезжал заместитель министра энергетики США Роберт Кард с целью проведения предварительных переговоров по поводу закупки нефти. Переговоры прошли успешно, и ЮКОС приступил к отгрузке значительных партий нефти для Америки. В прошлом году РФ экспортировала в США 93 тыс. тонн нефти на сумму 16 млн. долларов, а в нынешнем году речь идет о поставке уже 200 тысяч тонн, хотя РФ могла бы поставлять и более значительные объемы. 

Компания ЛУКОЙЛ имеет коммерческие связи с Ираком и проявляет большой интерес к каспийской нефти. Помимо этого нефтяная компания приобрела три нефтеперерабатывающих завода: в Одессе, Бургасе (Болгария), Плоешти (Румыния), а также собирается купить совместно с английской фирмой Rotch Energy 75% акций Гданьского НПЗ (Польша).

Однако страны ОПЕК в лице президента картеля нигерийца Рилвану Лукмана, грозят ценовой войной российским нефтепроизводителям, если они не сократят объемы добычи нефти. Тем не менее Россия активно проводит собственную экспортную политику, и вряд ли в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры и развивающихся контактов с США она будет сокращать добычу нефти в угоду ОПЕК, куда Россия не стремится. По прогнозам специалистов, в 2002 году в РФ планируют добыть 370 млн. тонн нефти, а в 2005 – 450 млн. тонн. Более того, по оценке International Energy Agency, уже в 2002 году страны, не входящие в ОПЕК, увеличат добычу нефти на 1,11 млн. баррелей в день, а в 2003 году – еще на 700 000 баррелей ежедневно. Причем наибольшую активность будут проявлять нефтяные компании из стран бывшего СССР, и прежде всего из России, поскольку в большинстве своем они находятся в частных руках и руководствуются в первую очередь своими интересами.

 Однако благоприятно складывающаяся ситуация  упирается в отсутствие у России глубоководных нефтетерминалов для приема крупнотоннажных судов на Балтике кроме Приморска, где обрабатываются танкеры водоизмещением до 150 тыс. тонн. По этой причине нефть для США России выгоднее всего отправлять из Мурманска или портов Черного моря, а на Балтике использовать уже имеющиеся терминалы Латвии, Литвы и Эстонии, способные принимать крупнотоннажные танкеры, перевозящие нефть в страны Западной Европы.

Небольшой экскурс в историю

Нефть, как известно, – это кровь экономики и все, что с ней связано, так или иначе обагрено кровью человеческой.
Первый нефтеперерабатывающий завод в Российской империи был построен братьями Нобель на рубеже XIX и XX веков, а первый нефтепровод из Баку в Батуми проложили Ротшильды в 1907 году.
К началу ХХ века практически вся нефть добывалась в России и Соединенных Штатах, но в 1908 году были открыты нефтяные месторождения на Ближнем Востоке, которые начали разрабатывать англичане. В 1939 году нефтепромыслы в Иране, Ираке и Бахрейне находились по большей части под контролем Великобритании, что сыграло решающую роль во Второй мировой войне. В 1940 году Иран производил приблизительно 10 млн. баррелей нефти в день, Ирак – 4 миллиона и Бахрейн – 1 миллион. Обладание «черным золотом» давало возможность диктовать свои условия мировому сообществу, и поэтому страны, лишенные нефтяных источников, стремились всеми способами ими завладеть.
К началу Второй мировой войны 90% нефти поступало в Европу из США, Венесуэлы и Тринидада, а 10% – с Ближнего Востока. Советский Союз производил 31 млн. тонн нефти в год. Германия, не имея источников нефти, кроме Румынии (5,5 млн. тонн в год), научилась производить синтетическую нефть из угля, доведя ее производство до 0,7 млн. тонн в год (подобной технологии не было ни в одной стране мира). Однако этого количества энергоносителей было явно недостаточно, и немцы вместо того, чтобы мирно торговаться и договариваться, решили взять все и сразу. Японцы их поддержали. От нефти, полученной Японией в результате броска на юг, было мало толку, поскольку американские подводные лодки топили японские танкеры, поэтому нефть в метрополию попадала в мизерных количествах. Германский блицкриг также не принес ожидаемых результатов. В то время как немцы, итальянцы и японцы постоянно испытывали нехватку горючего, у американцев, англичан и русских его было в достатке. В результате наступил закономерный финал – войска антигитлеровской коалиции, имевшие нефть, разгромили страны оси, ее не имевшие. Вот такой исторический урок.

Таким образом, сложилась очень благоприятная для стран Балтии ситуация: они оказались в самом центре нефтяного потока с Востока на Запад. Причем наиболее выигрышное положение досталось Вентспилсу – незамерзающему порту с нефтяной трубой; с глубиной аванпорта и подходного канала 17,5 м и длиной нефтяных причалов 3116 м, способных принимать одновременно до 10 танкеров длиной по 270 м и водоизмещением 130 000 тонн, то есть принимать под обработку все танкеры, способные зайти в Балтийское море через Датские проливы. Однако за семь месяцев текущего года грузооборот сырой нефти в Вентспилсском порту снизился по данным Министерства сообщений ЛР на 30,5% по сравнению с прошлым годом.

Если учесть, что весь экспорт российской нефти за 7 месяцев текущего года составил 79,06 млн. тонн, то доля Латвии равняется 17,6%. Такое положение объясняется, с одной стороны, перераспределением нефтяных потоков на Эстонию (10 млн. тонн за 7 месяцев), Литву (4,26 млн. тонн), российский порт Приморск (7,16 млн. тонн) и на порты Черного моря – Новороссийск, Туапсе, Одессу, Батуми, а с другой стороны – отсутствием заинтересованности российских нефтяных компаний в работе с Вентспилсом.

В таблице четко просматривается распределение компаний–поставщиков по «своим» терминалам. Профессор российского Института политических и гуманитарных исследований Алексей Кузьмин считает, что крупные российские нефтекомпании уже поделили постсоветское пространство и, например, ЛУКОЙЛ работает на южном направлении, а ЮКОС  – на северо–западном, где в августе этого года стал владельцем контрольного пакета акций (53,7%) литовского нефтяного концерна Mazeikiu Nafta (MN), выкупив для этой цели у американской компании Williams International ее долю в MN – 26,85%. Теперь ЮКОС, естественно, будет осуществлять поставки нефти в первую очередь в Литву.

По мнению директора по вопросам маркетинга Таллиннского порта Эрика Саккова, под прикрытием западных компаний в Таллиннском порту действуют российские нефтефирмы ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Славнефть и ТНК, поставляющие нефть и нефтепродукты по железной дороге, минуя трубопроводную систему Транснефти, контролируемую государством. Таким образом фактические хозяева эстонских терминалов – российские нефтяные компании – отслеживают экспортные потоки, пытаясь обеспечить тем самым лидирующее положение Эстонии в перевалке нефтепродуктов.

Выживает предприимчивый

Объемы добычи норвежской нефти в Северном море падают, а значит, освобождается место на рынке Северо–Западной Европы, на который ориентирован Приморск. В этой ситуации страны Балтии не сидят сложа руки, а борются за место под солнцем.

В Эстонии углубляется акватория порта Палдиски с 8,5 до 12 метров для приема танкеров водоизмещением 35 тыс. тонн вместо нынешних 15–тысячников. Это позволит ежемесячно переваливать через строящийся терминал Alexal по 150 тыс. тонн нефтепродуктов.

В Клайпеде ведется реконструкция нефтепродуктового терминала Klai-pedos Nafta и углубляется дно до 14 метров для приема крупнотоннажных танкеров.

В Калининграде модернизируется морской канал, который планируется расширить до 80 метров и углубить дно до 10,5 метра. Эти меры позволят увеличить объемы перевалки нефти и нефтепродуктов более чем на 5 млн. тонн ежегодно.

В Вентспилсе, где уже создан и успешно функционирует нефтяной комплекс, компания Ventspils nafta  для улучшения работы с клиентами создала новую коммерческую службу, знакомую с особенностями российского бизнеса. Компания Ventbunkers строит в порту резервуарный парк емкостью 3 млн. тонн для хранения мазута. Латвийско–российское совместное предприятие LatRosTrans (LRT) намерено вложить в модернизацию трубопровода дизельного топлива Полоцк – Вентспилс 31,8 млн. долларов и увеличить его пропускную способность с 3,6 до 8 млн. тонн в год. Владельцами LRT являются Ventspils nafta (66%) и Транснефтепродукт (34%).

В Рижском порту планируется построить нефтяной терминал Baltic Oil Terminal проектной мощностью 9,8 млн. тонн нефтепродуктов в год. Однако, находится много противников строительства, так как для обслуживания терминала потребуется 187 танкеров и 2937 железнодорожных составов, которые будут проходить каждые 25 минут в 30 метрах от жилых домов.

Перспективы нефтяного транзита

Запасы нефти и газа в России остаются одним из основных богатств: доходы от  экспорта энергоносителей в Западную Европу составляют до 50% российского национального бюджета. На сегодня в России открыто более 2000 нефтяных и газовых месторождений. 95% добычи российской нефти и газа сосредоточено в Западной Сибири и на Урало–Поволжье. Нефтегазоносный потенциал континентального шельфа РФ необычайно высок, и его общая площадь составляет более 6 млн. кв. км, из которых не менее 4 млн. кв. км являются перспективными на нефть и газ. Для сравнения – перспективная площадь суши в России составляет около 6 млн. кв. км.

Янис Адамсонс,
президент АО Ventspils nafta:

«В последнее время АО Ventspils nafta (VN) работает в сложной ситуации, которая главным образом обусловлена фактом, что принципиально новый вид конкуренции появился среди перевалочных терминалов нефти и нефтепродуктов в регионе Балтийского моря. Еще несколько лет назад VN была лидером транзита российской нефти и нефтепродуктов на северо-западные рынки Европы, так как это был единственный терминал такого рода в этом регионе. В течение последних лет обстоятельства изменились, настоящие конкуренты активизировали свою деятельность, и в то же время появились новые терминалы, которые предоставляют такие же услуги, как VN,  – Приморск, Бутинге, частично Таллинн. Принимая во внимание новую ситуацию, VN активно ищет  новые возможности для обеспечения стабильной деятельности своего терминала, развивая новые связи, предлагая более многообразные услуги и максимально познавая желания своих настоящих и потенциальных клиентов. Мы готовы к любым предложениям о сотрудничестве. В обостренных условиях конкуренции акционеры должны понять, что заработанные средства необходимо не просто расходовать, но вложить в развитие терминала. Благодаря пониманию ситуации VN в настоящее время является самым современным терминалом в Балтийском регионе с оптимальными условиями для перевалки, на терминале устранены простои и улучшено качество предоставляемых услуг».

Одним из крупнейших нефтегазовых проектов, реализуемых сегодня в России, является проект Сахалин–2. Работы по освоению нефтегазовых запасов сахалинского шельфа ведет созданная в 1994 году компания Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд., акционерами которой являются концерн Royal–Dutch Shell – 55% акций, Mitsui – 25% и Mitsubishi – 20%.

В ближайшем будущем РФ планирует начать работы по добыче нефти в Кварцовском месторождении (D–6) Калининградской области, где планируется добывать ежегодно по 1,4 млн. тонн. Осваивать месторождение будет компания ЛУКОЙЛ–Калининграднефть.

Добыча нефти в странах СНГ в прошлом году составила: в Азербайджане  – 14,9 млн. тонн, в Казахстане – 40 млн. тонн и в Туркменистане – 0,94 млн. тонн, что может представлять определенный интерес для стран Балтии. Тем более, что Казахстан уже поставляет небольшие партии нефти в Прибалтику по железной дороге и готов обеспечить поставки в Латвию по нефтепроводу Унеча – Вентспилс.

Таким образом, добыча нефти не только не сокращается, а наоборот – увеличивается. Поэтому вместо того чтобы сетовать на то, что нефтяной поток иссякает, нужно активно  вступать в партнерские отношения с нефтяниками России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана, как это делают, например, немцы. В Германии около 29% импорта нефти и 45% импорта газа приходят из России, что составляет более 15% потребления первичных энергоносителей страны. Суммарный энергетический баланс ФРГ более чем на 60% базируется на завозном сырье, а для нефти и природного газа эта цифра составляет соответственно 98% и 80%. С 1964 года на германские НПЗ  Schwedt и Leuna ежегодно поступает по 20 млн. тонн нефти. Поставки газа из России осуществляются почти 30 лет, и их надежность упрочилась, с тех пор как германская Ruhrgas AG приобрела 5% акций российского Газпрома.

Благодаря целесообразной инвестиционной программе в технологии и инфраструктуру Ventspils Nafta способна принимать сырую нефть по железной дороге.

Российские нефтяные компании энергично привлекают иностранные инвестиции в нефтяную отрасль, что уже сказалось на стабильном снижении стоимости добычи нефти, которая приблизилась к показателям в Саудовской Аравии, где производство нефти самое дешевое в мире. В России начался настоящий энергетический бум, и сюда активно возвращаются западные энергетические компании: British Petroleum, TotalFinaElf, Schlumberger.

Представитель департамента энергетики и транспорта Европейской комиссии, руководитель программы INOGATE Фаоузи Бенсарса (Франция) подчеркнул, что Европе необходимы российские энергоресурсы, а России – европейские деньги, поэтому россиянам следует делать все возможное, чтобы поддерживать хорошие отношения с Балтией, которая уже почти вступила в ЕС. С точки зрения транзита и энергетики страны Балтии уже в Евросоюзе, поэтому сотрудничество с ними для России одновременно является сотрудничеством с ЕС.

Российские поставки нефти, планируемые на август 2002 г., тыс. тонн

в Вентспилс

в Бутинге

ЮКОС

-

237

ЛУКОЙЛ

85

Татнефть

190

Славнефть

218

Башнефть

90

Сиданко

80 

Nothern Oil

50,8

Polar Nights

15,3

Yenisey

13,9

Всего

445

535

РЕКЛАМА

Urus&Ko решает экологические проблемы

Компании  Urus&Ko и RUVOLA специализируются на производстве оборудования, которое применяется для очистки бытовых, производственных и ливневых (загрязненных нефтепродуктами) сточных вод, а также для ликвидации экологических аварий. Также предлагает разное дополнительное оборудование, которое до минимума снижает эксплуатационные затраты, облегчает сервис и требует минимального технического обслуживания. При производстве оборудования мы применяем технологии фирм Fortex и Kubichek.

Мы выполняем монтаж оборудования, гарантийное и послегарантийное обслуживание, строительные работы и проектирование. Наши специалисты всегда могут предложить оптимальный вариант для решения проблем охраны окружающей среды.

Наши специалисты полностью освоили производство емкостей корпусов и разной другой продукции из упрочненного стеклопластика и интегрированного пропилена. Вся предлагаемая нами продукция обладает высоким качеством и соответствует требованиям Министерства окружающей среды Литовской Республики. Мы также ликвидируем экологические аварии разлива нефти на воде и на суше.

Мы экспортируем свою продукцию в Россию, Латвию и Эстонию, Калининградскую область, Венгрию и Германию. С целью расширения своего рынка в Литве и в других регионах мы ищем новых партнеров и представителей.

В основе предлагаемых нами систем очистки лежит изобретение академика Виктора Ивановича Петрика (Санкт-Петербург) —   углеводородная смесь высокой реакционной способности (УСВР). Углеродная смесь высокой реакционной способности представляет собой графитовую структуру с наноструктурными образованиями и обогащенностью по углероду не ниже 99,8%. УСВР обладает исключительными сорбционными свойствами, не достижимыми ранее в классе сорбентов, и уже применяется не только для очистки воды и грунтов от разливов нефтепродуктов, но и для очистки питьевой воды. УСВР по всем показателям превосходит наиболее известные в мире сорбенты. Экспертиза Вильнюсского госуниверситета подтвердила этот факт. Способ холодной деструкции углеродных соединений не требует никакого аппаратного обеспечения, не требует приложения температур и по себестоимости в десятки раз дешевле известных технологий.

  • Очистные сооружения
  • Сепараторы нефтепродуктов
  • Жироуловители
  • Пескоуловители
  • Насосные
  • Системы управления для очистных сооружений
  • Емкости для стабилизирования ила
  • Сооружения для обезвоживания ила
  • Ручные решетки
  • Сеточные улавливатели
  • Колодцы измерения дебита
  • Аэрационные системы
  • Аэрационные трубные элементы Кубичек
  • Воздуходувки Кубичек
  • Сорбент USRV
  • Сорбенты и изделия из них
  • Сорбирующие бонные заграждения
  • Комплекты для пожарно-спасательных служб
  • Фильтры для очистки сточных вод
  • Биотуалеты, мобильные туалеты
  • Бассейны и оборудование для них

Draugystes str. 25–315,
LT 5400 Siauliai, Lithuania.
Tel./fax. + 370 1 523302
Mob. Tel. + 370 82 43005
E-mail: [email protected]; www.ruvola.lt