Балтийский курс  
начало Архив
English



От рубля к евро

Олег Божко

На пути от рубля к евро национальные валюты стран Балтии находятся уже 13 лет. Однако на завершающем этапе перехода от одной из самых слабых (в начале 90-х годов) валют к самой твердой (на текущий момент) валюте мира возникает препятствие – возможный инфляционный рост после вступления этих стран в ЕС.

Страны Балтии продолжают соревноваться между собой за право первыми присоединиться к еврозоне. Эстония намерена осуществить это в 2006 году, Литва – в 2007-м (первоначально литовцы тоже ориентировались на 2006 год), а Латвия – в 2008-м (с 1 января).

Рис.С.Тюленев,Час

Условиям еврозоны соответствуют только самые бедные

Похоже, в ЕС стали задумываться, не слишком ли быстро идет процесс расширения, начиная понимать, что негативные факторы от присоединения сразу 10 существенно более бедных, но амбициозных стран могут перевесить позитивные. Уже прозвучали первые разъяснения, что со вступлением в еврозону, то есть в клуб развитых западноевропейских стран, «новичкам» спешить не следует.

Между тем, экономики балтийских стран до сих пор соответствовали Маастрихстским критериям, установленным для вступления даже не в ЕС, а в еврозону, то есть, как бы опережали время. Возможно, это свидетельство формальности Маастрихстских критериев (уровни инфляции, госдолга, бюджетного дефицита и процентных ставок по долгосрочным гособлигациям), если наименее развитые (по уровню ВВП на душу населения) страны без труда их выполняют.

При этом балтийские нацвалюты, в отличие от нацвалют остальных стран-кандидатов, находятся в режиме фиксированного курса относительно евро или валютной корзины SDR (Латвия). Впрочем, Латвия также объявила о привязке лата к евро с 1 января 2005 года. А при фиксированном курсе бессмысленно тестирование нацвалюты в европейском валютном механизме – ERM II (требуется, чтобы в течение этого периода колебания курса нацвалюты относительно евро не превышали +/– 15%).

Поскольку курсы эстонской марки и лита привязаны к евро на уровне 15,6 эстонских крон и 3,45 лита соответственно, то эти соотношения сохранятся и через год, и через два. Тем более, что это гарантируется не только центробанками, но и государством (в Литве – специальным законом о надежности лита).

Однако и европейские, и балтийские чиновники делают хорошую мину при плохой игре, предпочитая не поднимать вопрос о бесполезности ERM II по отношению к экономикам с фиксированным курсом нацвалют (во «второй волне расширения» к числу таких стран относится Болгария). Балтийские чиновники молчат, чтобы лишний раз не раздражать Брюссель, а еврочиновники, возможно, потому, что предполагается изменение правил игры для придержания слишком «резвых» новичков. 

Интересно, что экономически более сильные страны-кандидаты на вступление в ЕС (Польша, Венгрия и Чехия), ориентирующиеся на «плавающие», а не фиксированные курсы нацвалют, пока не удовлетворяют Маастрихстским критериям и Пакту экономической стабильности, обязательному для стран-членов ЕС. В основном из-за высокого бюджетного дефицита – порядка 5,5% к ВВП – или инфляции. Впрочем, эти страны и не рассчитывают на присоединение к еврозоне ранее 2009-2010 годов.

Между Сциллой платежного дефицита и Харибдой инфляции

Зато страны Балтии благодаря экономическому росту последнее время успешно справляются с бюджетным дефицитом. В Латвии в 2003 году он составил 1,8% к ВВП, причем ни в одной из балтийских стран бюджетный дефицит не приблизился к критическому, по меркам ЕС, 3-процентному уровню. Чего не скажешь о дефиците платежного баланса, который в прошлом году, по оценке Банка Латвии, составил около 10% (а в Эстонии – 15%) относительно ВВП.

Интересно, что падение курса доллара в течение последних двух лет связывают с «огромным» платежным дефицитом США, едва превышающим 5% к ВВП, что вдвое-втрое ниже, чем в странах Балтии (за исключением Литвы). К счастью для балтийских претендентов, этот показатель не входит в число Маастрихстских критериев и не упоминается в Пакте экономической стабильности.

Однако инфляционная угроза реальна для всех стран-кандидатов после вступления в ЕС. В Латвии уже в прошлом году зафиксирован почти двукратный инфляционный рост (в период с января 2003-го по январь 2004 года – на 3,9%), что уже не удовлетворяет Маастрихстскому критерию, так как более чем на 1,5 процентных пункта превышает средний уровень инфляции в тех странах ЕС, у которых данный показатель минимален.

Не выделяя отдельные товарные группы, такие, как подакцизные товары, энергоресурсы, недвижимость и др., рост цен на которые напрямую связан со вступлением в ЕС, поясним модель инфляционного роста системой сообщающихся сосудов. При этом рынки отдельных стран представляются находящимися на разной высоте водными бассейнами. Чем более развит рынок страны, чем тверже ее валюта, тем выше размещены эти бассейны.

В начале 90-х, когда рынки (бассейны) республик экс-СССР получили свободный выход на Запад, цены (уровни воды) здесь стремительно пошли вверх. Однако во второй половине 90-х уровень воды в балтийских бассейнах почти стабилизировался: приток с Запада уравновесился оттоком в бассейны (на рынки) СНГ.

Перепад уровней воды (цен) на некогда едином рублевом рынке объясняется твердостью балтийских валют: только за последние 2 года курс доллара в Литве упал с 4 до 2,7 лита, а в Эстонии – с 18 до12,5 крон (в России за тот же период курс доллара снизился с 30,5 до 28,5 рубля).

Однако грядущее расширение ЕС нарушит это хрупкое равновесие: пропускная способность трубы, соединяющей балтийские бассейны с западными, возрастет, а отток воды в восточные бассейны снизится (вступят в силу требования ЕС на торговлю со странами СНГ).

Потребуется несколько лет, чтобы достичь нового равновесия. Все это время уровень цен (воды) на балтийском рынке (бассейне) будет прибывать в 2-3 раза быстрее, чем до сих пор. Напомним, что даже в ЕС наблюдался всплеск инфляции после введения наличного евро, хотя после выпуска безналичного евро прошло свыше 3-х лет.

Так что, скорее всего, мечты стран Балтии о переходе на евро в 2006-2007 годах придется отложить на 2-3 года. Не исключено, что прием в еврозону (как и прием в ЕС) будет производиться списком, в который войдут все претенденты (к тому времени в еврозоне будут все 15 нынешних стран ЕС). И наиболее нетерпеливым «новичкам» придется ждать, когда выполнят Маастрихстские критерии самые отстающие, что отодвинет дату введения евро на начало следующего десятилетия.

Динамика инфляции в Балтии за 4 года

2000

2001

2002

2003

Латвия

2.6

2.5

1.4

2.9

Литва

2.1

1

0

-1.3

Эстония

6.7

5.4

3.1

1.3

Источники: Hansabank Markets, BNS.