Балтийский курс  
начало Архив
English



Игра в «угадайку»: сколько нефти экспортирует Россия?

Ольга Павук

Разыграть этот пасьянс попытались участники Международной конференции «Новые возможности и рынки для российского экспорта нефти из России и стран Каспийского региона», прошедшей в начале марта в Москве.

На протяжении нескольких последних лет российская нефтяная промышленность демонстрирует впечатляющие темпы роста: за период с 2000 по 2003 год добыча нефти в стране увеличилась почти на 100 млн. тонн – с 323 млн. до 421 млн. тонн.

Фото:RPI.Inc

В результате в 2003 году по объему ежедневной добычи Россия вышла на первое место в мире, обойдя Саудовскую Аравию. По данным Международного энергетического агентства, Саудовская Аравия добывала в третьем квартале 2003 года – 8,29 млн. баррелей в день, Россия – 8,68 млн. баррелей, то есть на долю России приходилось 10,97% всей мировой добычи нефти (в 2002 году этот показатель составлял 9,9%). Правда, завоеванное Россией лидерство весьма непрочно: для нее это предельный на сегодня уровень добычи, в то время как Саудовская Аравия сдерживает добычу: при необходимости она в любой момент может нарастить производство и вернуть себе лидерство.

Россия занимает второе место в мире по экспорту нефти после Саудовской Аравии. Экспорт, по оценкам RPI, Inc., составил в 2003 году порядка 200 млн. тонн, то есть около 4 млн. баррелей в день: в тонне примерно 7,3 барреля) Рост поставок за рубеж продолжается (см. таблицу 1).

Проекты

После развала СССР Россия потеряла на Балтике порядка 90% портовых мощностей по перевалке нефтеналивных грузов (и 100% мощностей по перевалке нефти – через Питер нефть не вывозится, только нефтепродукты), а на южном направлении – порядка 30% (по большому счету, потеряли только Одессу; Феодосия и пр. тогда не использовались для нефтеперевалки). Особенно трудная ситуация сложилась с точки зрения нефтеналивных терминалов. Причем на западном направлении были утрачены терминалы по перевалке как сырой нефти, так и нефтепродуктов (кроме Питера). Важнейший проект на западном направлении – Балтийская трубопроводная система (БТС) с терминалом в порту Приморск – успешно продвигается, но пока не решена задача в части нефтепродуктов.

Из транспортных нефтяных проектов на северо-западе (см. таблицу 2) самый проблематичный – он же и самый крупный – Мурманский. Проект находится в стадии обсуждения в правительстве. Для его реализации необходимо 7-8 млрд. долларов. Все другие, названные в таблице проекты новых трубопроводов, кроме Приморска, тоже далеки от конкретики – останавливает либо политика, либо отсутствие инвестиций. Одесса-Броды и Баку-Джейхан – не российские проекты. Более того, Россия упорно пыталась противодействовать им, и в отношении первого не оставила попыток изменить направление поставок: не из Одессы в Броды, а из Брод в Одессу – нефть, конечно, должна быть российской.

Реальная картина

По оценкам Инны Гайдук (RPI, Inc), данные официальной статистики далеко неполны. В них не учитываются экспорт нефти с российских НПЗ по железным дорогам и рекам, а также реэкспорт из Украины и Беларуси. По оценкам RPI, российские НПЗ экспортировали по железным дорогам и рекам в 2003 году 38 млн. тонн. Реэкспорт с НПЗ Украины составил не менее 3,5 млн. тонн. Прочие схемы дали еще 4,5 млн.т. Всего же по итогам 2003 года неучтенный Минэнерго РФ нефтеэкспорт российских компаний, минуя систему Транснефть, составил порядка 46 млн. тонн (см. таблицу 3).

Частные компании формируют свой танкерный флот и усиленно наращивают количество железнодорожных цистерн. К примеру ЛУКОЙЛ, имеющий порядка 6 тыс. собственных цистерн и планирующий в ближайшее время довести их число до 9 тысяч, фактически использовал 5 тыс. цистерн; ЮКОС – 6000/15000; Роснефть – 700/3000; Татнефть – 1000/45000. Такие схемы будут использоваться до тех пор, пока сохраняется благоприятная ценовая конъюнктура.

По словам главного редактора журнала НефтеРынок Дмитрия Мосиенко, нехватка трубопроводных возможностей – самое серьезное препятствие для расширения экспорта в 90-х годах. Пик нехватки экспортных мощностей нефтепроводов пришелся на 2002-2003 годы. Всего по железным дорогам в 2003 году перевезено 42,3 млн. тонн нефтепродуктов. В обход Транснефти по железным дорогам транспортировалось 53% всех грузов: в южном направлении – 75 млн. тонн, по нефтепроводу «Дружба» – 62 млн., на северо-запад. – 58 млн., Китай и др. – 6 млн. тонн.

 По железным дорогам экспортируется почти половина всех нефтеналивных грузов. В структуре нефтеэкспорта по железным дорогам порты России составили 45%, Балтии – 41%, Украины – 14%. Однако, по мнению Д. Мосиенко, пик нехватки трубопроводных мощностей пройден. Расширение БТС сократит суммарные отгрузки по железной дороге (в 2003 году 48% нефти отгружалось в направлении Балтийских терминалов). Векторы железнодорожных отгрузок будут меняться. Прогнозируется рост железнодорожных отгрузок на Таллинн и Вентспилс.

И все же главное препятствие на следующие годы – нехватка железнодорожных цистерн. И это притом, что мощности вагоностроительных заводов РФ загружены на 3-4 года вперед. Придется, по мнению Д. Мосиенко, размещать заказы за рубежом. Вот и работа для старого вагонного завода в Риге и строящегося в Кохтла Ярве.

Есть ли пределы использования железнодорожных перевозок нефти? Д. Мосиенко считает, что железные дороги пригодятся до тех пор, пока не будут расширены возможности трубопроводов. Надо также учитывать интересы частных нефтяных компаний, ратующих за качество светлых сортов нефти. Конечно, возможности ж/д ограничены количеством имеющихся цистерн.

Некоторые выводы

Как считает Евгений Хартуков, гендиректор Центра нефтегазового бизнеса, Россия определилась по всем направлениям нефтеэкспорта, кроме Мурманска. Именно от Мурманска зависит, как будет развиваться российский нефтеэкспорт в будущем. Необходимо учитывать и то, как повлияет расширение экспорта российской нефти на мировой рынок на цены, которые при росте экспортных объемов станут снижаться. Надо ли это России, чей ВВП очень сильно зависит от нефти и газа?

И все же, по мнению Эдварда Морса, главного советника HETCO и председателя конференции, Россия как крупнейший экспортер углеводородов в мире более привлекательна, чем Иран по разным позициям. Задача России – максимизировать свободные мощности в своих портах. 

О стратегических приоритетах

в развитии портовых нефтеотгрузок

Вячеслав Рукша, руководитель Государственной службы морского флота России:

– Говоря о большой стратегии, мы понимаем, что требуются новые маршруты для нефтяной индустрии России. Хорошо известны те дебаты, которые идут по Мурманскому маршруту и по восточному трубопроводному маршруту. Здесь есть вопросы по срокам реализации самих проектов. Исходя из того, что дебаты продолжаются, мы в министерстве для себя четко уяснили, что в сегодняшней ситуации мы должны поддерживать любые небольшие хорошие проекты, которые могут перевалить порядка 3-5 млн. тонн нефти или нефтепродуктов в год. Поэтому мы, несомненно, поддерживаем проект, который ЛУКОЙЛ делает в Высоцке, мы также поддерживаем создание ряда терминальных мощностей в порту Усть-Луга, где было проведено углубление канала до 14 м. По Петербургу, мы считаем, терминал не имеет возможности увеличивать мощности и показатель в 10-12 млн. тонн в год – это максимум.

С учетом нехватки мощностей по перевалке нефтепродуктов, особенно сезонного мазута, мы разработали программу рейдовой перевалки наливных грузов с доставкой их транспортом и перевалкой на крупнотоннажные морские суда. Сегодня у нас помимо сезонной перевалки в Финском заливе, где перевалка достигла до 10 млн. тонн в год, есть перевалка в поту Кавказ – это наш таманский рейдовый перевалочный комплекс, который в 2002 году вышел на 5 млн. тонн по перевалке нефтепродуктов. Появляются новые направления, которые активно развиваются. В частности, перевалка с нефтебазы в порту Витино и Архангельске, с последующим укрупнением судовых партий в Кольском заливе. По итогам 2003 года объем перевалки в Кольском заливе может достигнуть 4,5-5 млн. тонн.

Интересны планы компании Роснефть и ряда мелких производителей – переваливать ежемесячно 650-700 тыс. тонн в порту Витино и 350-400 тыс. тонн в Архангельске. У нас недооценивают возможности поставок сырой нефти железнодорожным транспортом, особенно в объемах до 5-10 млн. т в год. Уверен, что при правильной организации таких схем, это будет не менее эффективно, чем работа с трубопроводным транспортом. Что мы и видим на примере северных направлений. Без сомнения, кто первым начнет вкладывать в береговые терминалы, тот и выиграет в 2007-2010 гг.

Журнал НефтеРынок, N 7, 2004

  Добыча нефти (с конденсатом) в России, млн. т

 

2000

2001

2002

2003

323.2

348.1(+7.7)

379.6(+8.8)

421.4(+11)

 

1. Экспорт российской нефти в дальнее зарубежье, млн. т

2002 г.

2003 г.

Всего экспорт

137,9

155,0

Транснефть

133,0

149,8

Перевалка по ж/д

4,4

10,2

Минуя систему Транснефти, включая ж/д и речной транспорт

4,9

5,2

Источник: Министерство энергетики РФ, RPI, Inc.

2. Крупнейшие российские проекты по нефтяным трубопроводам

Мощность, млн. т

Срок ввода в эксплуатацию

БТС-42 (Приморск)

42,0

2004 г.

БТС-62

62,0

Конец 2005 г. – начало 2006 г.

Мурманск

120,0

Конец 2007 г.

Дружба – Адрия

5,0

Конец 2004 г.

Дружба –Адрия

15.0

2010 г.

Находка

50,0

2010 г.

Броды – Одесса

40,0

Баку – Джейхан

50,0

2005 г.

 Источник: RPI, Inc.

3. Основные направления альтернативного нефтеэкспорта

Направление

Экспорт, млн. т

Азово-Черноморское

19,3

Калининград

3,1

Таллинн (Мууга)

7,9

Вентспилс

3,3

Бутинге*

1,8

Витино

5,7

Китай

3,3

Прочие

1,6

Итого

46,0

*помимо экспорта по системе Транснефти,

 включая поставки на Мажейкяйский НПЗ

 Источник: RPI, Inc.