Маленький большой скандал
Инна Рогачий, Хельсинки, специально для БК
Подобного в финской истории никогда не было – в марте 2004 года на скамье подсудимых оказались снятые летом 2003 года с должностей премьер-министр страны Аннели Яттенмяки и советник президента Мартти Маннинен. Последнему в результате полицейского расследования государством предъявлено обвинение в нарушении государственной и служебной тайны. Побывавшая же в премьершах всего два месяца бывший лидер ныне правящей партии обвиняется в потворстве, либо помощи в совершении данного преступления. Пострадавшей стороной является Министерство иностранных дел Финляндии.
.
Фото: EPA/A.F.I.
Аннели Яттенмяки и Мартти Маннинен (за другим столом) в зале суда, 3 марта 2004 года. |
Заседания суда впервые в истории страны частично демонстрировались по телевидению – на такой беспрецедентный для Финляндии шаг судья решился пойти ввиду «особой значимости судебного процесса для общества». Что же произошло?
Когда охота пуще неволи
Невероятная история развивалась по всем законам детективного жанра: специальные встречи, обмен секретными номерами факсов, передача, получение и публичное использование огромного количества засекреченной информации международного характера, испорченные отношения с важнейшими мировыми государствами... Все эти события имели место накануне войны в Ираке, подготовка к которой совпала с прохождением очередной предвыборной компании в парламент Финляндии. Которая бы так и осталась рядовым событием, если бы не внезапная решимость руководства оппозиционной крупной партии Центра (той самой, которую многие годы возглавлял Кекконен) прийти в власти любым путем. Эксперты приписывают такую сверхрешимость фигуре нового руководителя партии, провинциальному юристу Аннели Яттенмяки, которая очевидно стремилась повторить «рекорд» другой финской политической деятельницы, Тарьи Халонен, ставшей в 2000 году первым в истории страны президентом женского пола. Халонен к тому же выиграла предыдущие президентские выборы у прежнего руководителя той же партии Центра с минимальным перевесом в 1,5% голосов.
Финляндия к этому моменту уже имела и предыдущего спикера парламента – женщину, и даже двух министерш обороны, и превалирование дам в парламенте, и их половину – в кабинете. Однако дамы в кресле премьер-министра – никогда. Соблазн был слишком велик, но оказался губительным.
Своей жертвой руководительница партии и ее ближайшие советники избрали мощную фигуру многолетнего премьер-министра Пааво Липпонена, хорошо известного и уважаемого в мире политика. Являющийся сейчас спикером парламента Липпонен рассматривается в числе главных кандидатов на место нового президента высшей комиссии Евросоюза. Анализирующие ситуацию эксперты говорят: «Авторитетного и воплощающего стабильность Лииппонена было свалить очень непросто. На темах внутренней политики и в успешно экономически развивающейся стране сделать этого было практически нереально. Видимо, поэтому в подчеркнуто отстраненной от международных конфликтов Финлядии для нанесения удара была избрана тема надвигавшейся войны в Ираке. Да только удары стали наноситься , увы, ниже пояса».
Претендующая на победу на выборах свежеиспеченная руководительница партии зажиточных крестьянских буржуа к полному изумлению медиа, публики и коллег по политическому ралли стала в своих публичных выступлениях с особым выражением лица человека, сообщающего вам в прямом эфире страшную тайну, рассказывать об якобы скрываемых от народа «невероятных приключениях» действовавшего премьера в Вашингтоне, о содержании его бесед с президентом Бушем, о материалах закрытых брифингов стран-союзников по антииракской коалиции и так далее. Дабы убедить упрямых журналистов, Яттенмяки даже продемонстрировала тем документы с пометкой «секретно», которые, естественно, на следуюшее утро оказались опубликованными в газетах.
Даже собственная ведомая неукротимой претенденткой партия стала задаваться вопросом: откуда?
В поисках Штирлица
Источник оказался совсем в стиле Штирлица. Однако до головокружительного момента его раскрытия успело пройти несколько месяцев, страна получила новое правительство, и неукротимая разоблачительница Яттенмяки стала-таки первой в истории Финляндии женщиной премьер-министром. Победа была достигнута перевесом в шесть тысяч голосов, что даже для малонаселенной страны политические обозреватели назвали «смехотворной микропобедой». Так, вероятно, и было, поскольку новому победителю пришлось создавать коалиционное правительство с нещадно разобличаемым в тайном пробушизме идеологическом врагом – возглавляемыми Липпоненном финскими социал-демократами.
Странное правительство действует в стране и сегодня. Однако при уже другом премьер-министре – первая леди-министр продержалась на своем посту всего лишь два месяца и была вынуждена уйти в отставку после публичного выраженного ей недоверия полной сессией парламента и своей же собственной партией. Пост руководителя партии она тоже потеряла, побыв на нем всего несколько месяцев. Каждое из этих событий стали беспрецедентными в истории Финляндии.
Но гораздо более поразительным оказался источник секретной государственной информации и ее количество, переданное в руки руководителя оппозиционной партии в целях предвыборной компании. Главную роль в раскрытии этой невероятной истории сыграла пресса. «Когда секретные материалы оказались в распоряжении газет, и Яттенмяки продолжала публично похваляться, что у нее такого добра навалом, мы в редакции провели совет, и пришли к выводу, что в этой истории – слишком много грязи, чтобы можно было не обратить на нее внимания. Как выяснилось позже, тем же самым озадачилась полиция», – рассказали нам в руководстве редакции одной из наиболее популярных в Финляндии газет Илта-Саномат.
Свежеиспеченную премьершу вызвали на допрос в качестве свидетеля по делу о нарушении закона государственной секретности. И агрессивная полит-дама «сломалась» немедля. Обалдевшей финской общественности было объявлено, что передатчиком информации оказался не кто иной, как политический советник президента с более чем 20-летним стажем Мартти Маннинен, который из канцелярии Тарьи Халонен по секретному и специальному сообщенному ему номеру факса Яттенмяки за три месяца прошлого года передал ни много ни мало, а 1400 страниц документов, огромное большинство которых было помечено штампами «секретно» и «конфидециально», и которые касались вопросов внешней политики.
Передай секрет, но не называй его тайной
На открытой части судебного заседания в обвинении прокурора было зачитано, что среди этих документов оказались записи конфидециальных бесед руководителей страны с руководством США, Франции, Германии, Испании, Евросоюза и России в период особой международной напряженности накануне войны с Ираком. К пущей иронии, часть этих документов оставлена засекреченной на процессе, несмотря на то, что их секретность была безусловно нарущена обоими обвиняемыми и частично уже успела стать достоянием гласности.
Президентский советник Маннинен, известный своей опытностью и осторожностью и переживший на своем ответственном посту нескольких президентов, не мог не понимать смысла и последствий своих действий. Возникает вопрос: что или кто заставило или способствовало его так рисковать? «Конечно, Маннинен был очень хорошо осведомлен о том, что финский президент и ее единомышленник министр иностранных дел явно не одобряли внешнеполитический курс премьера Липпонена и даже были им явно недовольны», – анализирует Илта-Саномат. «Безусловно, следует принять во внимание, что Маннинен был активным членом партии Центра и даже своеобразным «связным» между канцелярией президента и этой партией», по признанию одного из прежних финских президентов Мауно Койвисто. Однако этих обстоятельств все же было недостачно для решимости совершить крупнейшее должностное преступление в истории Финляндии, считает большинство политических комментаторов.
«Фактически оказалось, что за спиной президента, в ее же собственной канцелярии, осуществляется заговор против премьер-министра, который к тому же является руководителем ее же собственной партии. Для Халонен, при всех ее разногласиях с Липпоненом, это было уже слишком. Она немедленно уволила Маннинена, и подписала указ об отставке Яттенмяки без проволочек», – рассказывает Пекка Эрвасти, один из основных участников политического скандала, первый рассказавшей стране подоплеку прихода Аннели Яттенмяки к власти.
Бывают же страны...
Однако по признанию на процессе государственного прокурора, «в уголовном кодексе страны нет статьи о заговоре государственных или официальных лиц как вида преступления». «Бывают же страны...», – меланхолично заметил один из шведских журналистов, освещающих процесс. Требуемое прокуратурой наказание – штрафы для обоих обвиняесмых – почти все обозреватели процесса считают смехотворно заниженным. «Мне трудно понять, что может быть серьезнее столь беспрецедентного преступления, и мне совершенно непонятна такая заведомая мягкость прокуратуры», – говорит Эрвасти. «Тем более что уголовный кодекс предусматривает гораздо более серьезное наказание именно за такой вид должностых преступлений», – вторят ему коллеги с МТВ3, коммерческого финского телевидения.
Наблюдатели пытаются объяснить столь несоизмеримо мягкое наказание возможным желанием высшего руководства Финляндии придать крупному политическому скандалу минимально возможный резонанс. «Чем уж тут хвалиться – можно себе только представить, какие чувства при слове «Финляндия» испытывает после всего случившегося руководство американского Госдепа и Евросоюза, а также руководители внешнеполитических ведомств таких крупнейших стран, как Германия, Франция и Россия. Немудрено, что наши руководители хотят потише да поскорее все это оставить позади себя», – говорит один из руководителей финского профессионального клуба политических журналистов.
Очевидно, по этой же причине пострадавшая сторона – Министерство иностранных дел Финляндии – не стала выставлять никаких требований по возмещению ущерба, хотя это вполне предусмотрено законом. «Означает ли это, что ключевое министерство, массу секретной информации которого незаконно похитили и сделали достоянием гласности, нанеся огромный ущерб международной репутации страны, не считает себя «достаточно» потерпевшим?» – задают журналисты вопросы профессорам права, получая в ответ лишь неопределенные покачивания головой.
Ждете сюрпризов – и дождетесь
Накануне процесса знающие люди в финских корридорах власти настойчиво повторяли нам: «Ждите сюрпризов, ждите сюрпризов...».
Во время судебного заседания обвиняемая, несостоявшаяся премьерша, вдруг стала многозначительно настаивать на том, что во время встречи с обвиняемым же бывшим советником президента основной темой их беседы была, на самом деле, подготовка к частному визиту домой на ужин к претенденту Яттенмяки президента Халонен с мужем, который состоялся в начале января прошлого года, в самый разгар агрессивной избирательной кампании. У присутствующих на заседании журналистов стали раздуваться ноздри и округляться глаза. К перерыву заседания в суд поступило срочное письменное заявление президента страны, категорично отрицающее какое-бы то ни было отношение к обсуждаемым в суде событиям. «И с чего бы это так нервничать?..» – пожимали плечами коллеги-журналисты, читая текст заявления.
Свой сюрприз приготовил публике и опытный аппаратчик Маннинен. Мало того, что свидетелем зашиты на его стороне был вызван и согласился участвовать якобы потерпевший министр иностранных дел ветеран-пацифист Эркки Туомиойя. Был также заявлен загадочный свидетель, чье имя не разглашается. Финская публика просто изнемогает от догадок, приходя, однако, к выводу, что «вариантов, вообщем-то, немного».
Какие еще сюрпризы предстоит узнать населению Финляндии о проделках своей политической элиты, станет известно в ходе судебного процесса. По мнению осведомленных экпертов, знанием о планируемом и совершаемом сговоре обладали также другие крупные фигуры страны, занимающие сегодня видные посты.
Тем временем главная фигура скандала Аннели Яттенмяки, вынужденная с позором покинуть посты премьера и руководителя партии, готовится к покорению новых вершин – с потрясающим хладнокровием она заявила, что решила баллотироваться на предстоящих в июне этого года выборах в Европарламент. Опозоренная ею, но так же хладнокровно остающаяся у власти партия Центра, радостно поддержала свежую инициативу неудержимо рвущейся на видные места специалистки по озвучиванию секретных документов. «Неужели они не понимают, что это – заведомая антиреклама в Страстбурге?» – спрашивают финских политических обозревателей эстонские коллеги. И слышат в ответ: «Да кто о нем думает, о Стратсбурге? Для них, теперешних лидеров, самое главное – избавиться от нее здесь, внутри страны. А то вдруг еще чего придумает...».
© Inna Rogatchi, Rogatchi Productions & Communications
|