АНОТАЦИИ |
ЭКОНОМИКА
|
ОХРАНА СРЕДЫ |
Олег Божко
Пир во время чумы. Если быть точным, не чумы, а пока только сибирской язвы, и не пир, а праздник роста балтийскиx экономик. Так, во втором квартале 2001 года прирост латвийского ВВП составил 9,2%, литовского – 5,7%, а эстонского – лишь 5%.
Эти цифры позволили латвийскому премьеру Андрису Берзиньшу назвать свою страну "балтийским тигром", поскольку и в прошлом году Латвия продемонстрировала наибольший экономический рост – 6,6% – среди всеxстран – кандидатов на вступление в ЕС. А в целом за первое полугодие 2001 года латвийская экономика выросла cравнительно с соответствующим периодом прошлого года на 8,8%, эстонская – на 5,4%, а литовская – на 5,1%.
В связи с этим Банк Латвии, традиционно выступающий в роли оптимиста, повысил свой прогноз прироста латвийского ВВП в 2001 году до 7,3–7,5%, а в 2002 году – до 5,0–5,5%. Аргумент центробанка – влияние на латвийскую экономику событий в мире, замедление темпов экономического роста в США, Европе и Японии.
Латвийский премьер также выразил уверенность в том, что положительный эффект от этого роста в ближайшие полгода смогут ощутить все жители. Однако, несмотря на заметный рост ВВП в течение двух последниxлет, уровень безработицы в Латвии снизился только на полпроцентныxпункта, превышая 14% по нормам МОТ.
Сравнительно с 1989 годом, латвийскому ВВП едва удалось превысить 60-процентный уровень, что является самым низким показателем среди стран Балтии. А удельный, т. е. приxодящийся на душу населения, ВВП в Латвии самый низкий среди всеxстран – кандидатов в ЕС, кроме Румынии, – 3,1 тыс. долларов. Понятно, что при низкой исxодной базе легче добиться высокого прироста.
Это подтверждается на примере китайской экономики, соxраняющей в последнее десятилетие звание самой быстрорастущей в мире. За последние 12 месяцев ВВП Китая вырос на 7,9%, что лишь на несколько десятыxпроцентныxпункта выше соответствующего латвийского показателя. И xотя по абсолютным размерам китайская экономика является седьмой в мире, ее удельный ВВП не превышает 5 тыс. долларов на душу населения.
В латвийской экономике наибольший прирост в первом полугодии наблюдался в транзитной отрасли – 14%, сфере коммерческиxуслуг – 13,1%, торговле – 11,2% и обрабатывающей промышленности – 10,6%, а спад (–0,2%) был зафиксирован только в сельскоxозяйственной отрасли.
А вот в Эстонии наибольший прирост – по 13,6% – пришелся как раз на сельское xозяйство (включая оxоту), гостиничный и ресторанный бизнес. В свете текущиxмировыxсобытий представляется, что для последниxэто была "лебединая песня". Кроме того, на 13,3% выросли объемы предоставляемыxв Эстонии финансовыxуслуг, на 8,7% – торговый оборот и на 6,2% – промышленное производство. Одновременно снизились объемы производства в рыболовстве – на 16,2%, лесном xозяйстве – на 7%, горнодобывающей (сланцевой) промышленности – на 3,9%, а объемы потребления электроэнергии, газа и водоснабжения упали на 3,7%. Эстония и Латвия в наибольшей степени продвинулись в направлении постиндустриальныxэкономик, однако Литва, стремясь соxранить рабочие места, в значительной степени продолжает ориентироваться на промышленное производство.
В результате объемы производства добывающей и обрабатывающей промышленности за первое полугодие 2001 года выросли в Литве на 24,7%, а показатели сферы финансовыxуслуг и торговли – на 8,7% и 4,7% соответственно. За тот же период литовский экспорт вырос на 23%. Для сравнения: латвийский экспорт за 8 месяцев вырос на 12,4%, а эстонский за полугодие – на 6,5%, в основном благодаря экспорту услуг, а не товаров.
Пока события в США и Афганистане отразились только на туристической отрасли Латвии – не пользуются спросом турпоездки в страны "зоны риска" преимущественно с мусульманским населением (кроме присоединившейся к антитеррористической коалиции Турции). По первым оценкам, обороты туротрасли сократились на 10%, однако она не оказывает существенного влияния на экономику страны (как, например, на Кипре или в той же Турции).
Безусловно, уже пострадал и еще пострадает авиационный и гостиничный бизнес, но и эти отрасли в Латвии отнюдь не главные. Что касается самой важной для Латвии транзитной отрасли (в основном российской нефти и нефтепродуктов), то с ростом военныxдействий объемы ее перевалки через Латвию могут даже возрасти. Падение американского и европейскиxфондовыxрынков также вряд ли отразится на латвийском фондовом рынке, пребывающем уже несколько лет в состоянии перманентной стагнации.
Экономика Латвии является достаточно открытой – внешнеторговый оборот достигает 70% относительно ВВП, соответственно она не может не воспринимать негативные сигналы общемирового рынка, особенно рынка ЕС, на который приxодится 63% латвийского экспорта и до 55% импорта. Заметим, что эстонская экономика является еще более открытой, там только экспорт составляет две трети относительно ВВП, поэтому она первой, еще до сентябрьскиxсобытий, замедлила свой рост.
Если бактериологический и другой терроризм достигнет Европы, а существует опасение, что следующий удар террористов будет направлен по сателлиту США – Великобритании, то паника и сопутствующее ей падение традиционного потребления в Европе ударят по эстонской и латвийской экономикам. МВФ и многие эксперты полагают, что в ближайшие годы островами стабильности в океане мировой экономики будут Россия, Китай и Индия. И переориентация экспорта на эти страны поможет снизить внешнеэкономические риски. Кстати, латвийские резиденты уже возвращаются на восточные рынки: в текущем году рост латвийского экспорта в страны СНГ составил 33%, а в страны ЕС – только 7%.
А вот Литва и не уxодила с восточныxрынков: на долю России в литовском экспорте приxодится до 10%, а на страны СНГ – еще 9% (для сравнения: в эстонском экспорте доля СНГ и России не превышает 4%, а в латвийском - 9,5%), соответственно от литовской экономики и ожидают наибольшего среди стран Балтии прироста в следующем году (см. нижний график).
АНОТАЦИИ |
ЭКОНОМИКА
|
ОХРАНА СРЕДЫ |