КРИМИНАЛ |
ТЕХНОЛОГИИ
|
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО |
Александр Ушаков
В конце сентября в Риге прошло мероприятие, которое, бесспорно, войдет в список самых грандиозных событий уходящего года. На форум E-business Балтийского региона съехались представительные делегации именитых корпораций и банков. Они делились своими оценками и видением развития рынка бизнеса в мировой глобальной сети. Некоторые доклады заслуживали внимания не только с точки зрения «ИТ-бизнесменов», но и с позиции экономистов, финансистов и даже простых компьютерщиков.
На форум съехалось 435 участников из 23 стран. Событие освещали более 90 журналистов из 11 государств. Свои доклады и выводы озвучили ведущие специалисты и руководители таких компаний, как Cap Gemini Ernst & Young, Oracle, Microsoft, Visa International, Hill & Knowlton, PricewaterhouseCoopers, Intel, Compaq, Alcatel, Siemens, Deloitte&Touche, Nokia, Sonera, Skandinaviska Enskilda Banken, The Swedish Post Group, Tieto-Enator, Lattelekom, Hansabanka и многие другие. |
Это было «первое крупное международное мероприятие после трагических событий в Америки 11 сентября, которые потрясли мировые финансовые рынки. Форум позволил сделать следующие выводы. Во-первых, мир продолжает двигаться вперед. Во-вторых, мы пережили только первую фазу интернет-революции, будет вторая, более специфическая, так же как третья, четвертая... И в-третьих, Балтийские страны продемонстрировали свой прогресс и потенциал в сфере интернет-технологий». Эти слова произнес экс-премьер Швеции, а ныне руководитель Nordic Venture Network Карл Билдт уже на заключительной пресс-конференции форума. И надо признать, что они были далеки от лести. Как уже потом признались организаторы – представители компании Birojs2000, – мероприятие такого уровня и со столь представительными участниками им вряд ли удастся собрать в ближайшие несколько лет.
БК, ознакомившись с выступлениями участников, позволил себе отобрать наиболее интересные.
На открытии форума участники с особым интересом заслушали выступления глав правительств Латвии, Литвы и 0стонии. «Многие аналитики считают Балтийский регион самым динамичным, – заявил премьер Латвии Андрис Берзиньш. – 0то касается не только информационных технологий, но и общего экономического развития. Латвию называют «балтийским тигром», ибо наша страна сделала огромный прыжок: в прошлом году ВВП составил 6,6 процента, а в первом полугодии этого года он достиг 8,8 процента».
Берзиньш отметил, что правительство Латвии тоже много сделало для улучшения среды электронного бизнеса в Латвии, приняв план действий по развитию программы "Е-Латвия" и поддержав закон об электронных документах. Премьер также сообщил, что в Латвии число пользователей Интернета постоянно увеличивается и уже в скором времени все школы и библиотеки будут подключены к глобальной сети. При этом он тут же оговорился, что скорейшему развитию WWWв Латвии мешает монопольное право на телекоммуникации, которым обладает Lattelekom.
Более лаконичным было выступление литовского премьера Альгирдаса Бразаускаса. Суть его доклада сводилась к тому, что наибольшего успеха добьются те страны, которые делают ставку на знание.
Наибольшее внимания участников привлекло выступление эстонского главы правительства Марта Лаара. Рассказ об эстонском чуде, в результате которого более половины жителей страны имеют постоянный доступ к Интернету, с интересом слушали представители даже более развитых европейских государств. Достижения действительно удивляют. В этой стране вот-вот начнется переход на идентификационные документы, и уже год правительство 0стонии заседает в электронном режиме. «У нас не было много денег. Не хватало опыта и знаний. Просто нам очень этого хотелось. Жизнь показала, что это, оказывается, самое главное», – примерно так объяснил Март Лаар секрет эстонского успеха.
0стонский премьер не скрывает, что самым трудным в момент введения электронного правительства было объяснить госработникам важность и необходимость происходящего. «Хотите, скажу, какой вопрос мне задавали чаще всего, – улыбается Лаар. – Сколько министров захотели уйти в отставку, узнав о грядущих переменах. – Ответ – ни одного: самому «старому» нашему министру 55 лет, но даже он быстро во всем разобрался». По мнению Лаара, для того чтобы успешно развивать е-сектор, необходимо привлекать к сотрудничеству частный бизнес: «Только работая бок о бок, можно достигнуть больших успехов».
Реалии таковы, что в Латвии Интернетом пользуются около 13% населения, или 300 тыс. человек. В Литве – 9%. А вот в 0стонии эта цифра гораздо выше – 52%, и подключение к Интернету имеют 35% жителей. Более того, постоянный выход в Сеть имеют не только все эстонские школьники и студенты, но и солдаты, проходящие службу в армии. Для сравнения: средний по ЕС показатель приближается к 40% (лидеры – Исландия, Швеция и Норвегия, где Интернет есть более чем в 60% домов).
Директор IntelCapital по Европе, Ближнему Востоку и Африке Тим Кинг сообщил о том, что компания решила обратить серьезное внимание на интернет-экономику. В качестве серьезных оснований для подобных заявлений он привел следующие цифры: в 2000 году объем инвестиций в этот сектор составил 1,3 млрд. долларов, а уже в июне текущего года вложения перевалили за 2,7 млрд. долларов.
Лидирующие позиции, по словам Тима Кинга, конечно, занимает Intel, не жалеющий сегодня ресурсов для развития экономики в Интернете. По относительному увеличению вложений капитала за первую половину 2001 года по сравнению с тем же периодом прошлого года Intel в 1,5 раза опережает ближайшего преследователя GECorporation, в 3 раза – Dell и Siemens, в 5 раз – Compaq и Reuters.
Основными причинами увеличения объемов инвестиций в Intel называют рост популярности Интернета. В первом квартале текущего года общий траффик составил 1 млн. терабайтов в месяц. 0тот показатель в 5 раз превышает аналогичные данные пятилетней давности. И это несмотря на то, что доступ в глобальную паутину, с точки зрения пользователей, довольно дорогой и медленный. По Европе средняя скорость перемещения в информации в Сети составляет 26–56 кбит/сек. Для сравнения: в Южной Корее (лидер по скоростному Интернету) 37% пользователей «блуждают» по Сети со скоростью 256 кбит/сек.
Весьма любопытными были прогнозы компании Compaq на предмет развития информационных технологий. Глава отделения компании по Европе, Африке и Ближнему Востоку Вернер Копф заявил, что к 2003 году в Европе порядка 20% вакансий в сфере ИТ останутся незаполненными. То есть на рынке труда будет необходимо около 1,6 млн. ИТ-специалистов.
По мнению Вернера Копфа, профессионалам в данной сфере следует предоставить панъевропейское разрешение на работу. При этом он считает необходимым активизировать действия в направлении компьютерного обучения населения стран. Ведь лишь 23% рабочей силы в Европе обучались использованию компьютера.
Важнейшая задача любого предприятия сейчас, по мнению главы Compaq, – не просто взращивать знающих работников, но и занять их делом. Согласно статистике, ИТ-специалисты лишь 25% рабочего времени действительно трудятся.
Вице-президент Oracle Серджио Джиаколетто в своем выступлении особо отметил достижения Балтии. По его словам, в Балтийском регионе число пользователей Интернетом стремительно растет и уже достигло критической массы, позволяющей активно развивать уровень компьютеризации, сопоставимый со своим продвинутым соседом – Финляндией.
Руководитель Oracle считает, что благодаря Интернету, который обеспечивает даже небольшим компаниям выход в глобальную сеть, страны Балтии могут укрепить свою конкурентоспособность и выйти на новый виток развития.
Особо любопытным был доклад Матти Лехти, президента компании Tieto-Enator. «Никакой новой экономики не существует. Есть лишь новые технологии, – такими словами он описал ситуацию, сложившуюся после кризиса рынка информационных технологий. По его словам, налицо цифровая революция: «Миллиарды компьютеров будут объединены и смогут общаться друг с другом. Мы видим, что новой экономики с ее гиперростом уже нет, но существуют новые технологии, которые позволяют эффективно использовать ресурсы, не отходя от традиционных экономических теорий».
Матти Лехти поднял вопрос: когда же человечество сможет по праву назвать себя информационным обществом? По его мнению, тогда, когда большая часть всех товаров и услуг будет распространяться в цифровой форме по сетям связи. Когда? После 2010 года. Первыми к «информационному обществу» приблизятся банки, страховщики, СМИ – то есть те компании, которые работают с информацией, а не с материальными ресурсами. А уже к 2020 году, по мнению главы Tieto-Enator, e-вusiness будет обеспечивать половину всего ВВП. Почему? Такой вывод Матти Лехти сделал, проведя параллели с предыдущими технологическими революциями.
Президент Lattelekom Гундарс Страутманис в своем выступлении назвал «цифровые мечты» призраком, который в ближайшие годы в ряде стран вряд ли трансформируется в реальность. «Если к этим вопросам не подойти реалистично, то необдуманное введение серьезных технологических новшеств может даже крайне негативно отразиться на национальной экономике. Для того чтобы цифровые мечты стали реальностью, нужны развитая бизнес-среда, инициатива предпринимателей, образованное общество и развитие самих информационных технологий», – заявил глава латвийского телекоммуникационного монополиста.
Комиссар 0ркки Лииканен заявил: для того чтобы больше людей смогло использовать Интернет и чтобы, соответственно, развивался e-business, необходима конкуренция в секторе телекоммуникаций. Аналогичный призыв прозвучал из уст Дональда Джонстона, генерального секретаря О0СР: государство должно позаботиться об отсутствии монополии на этом рынке. 0то приведет к удешевлению доступа в Интернет – только тогда следует ожидать прогресса.
О внедрении информационных технологий в бизнес поведал в своем докладе президент Skandinaviska Enskilda Banken (SEB) Ларс Танелл. По его словам, в 1997 году SEB, перестроив стратегию, превратился из скандинавского универсального банка в североевропейский банк, где услуги филиалов и Интернета дополняют друг друга. Реформы потребовали инвестиций, но они оказались оправданными. Правда, как подчеркнул Ларс Танелл, целью ИТ-проекта была не экономия, а предоставление дополнительных возможностей и улучшение сервиса.
Президент SEB указал на одну особенность Интернета: по Сети клиенты "посещают" банк намного чаще, чем в филиалах. Приблизительно четверть клиентов SEB заходит на web-страничку банка каждый день. В то же время большая часть "филиальных" клиентов общается с банком не чаще одного раза в один-два месяца. Естественно, чем чаще компания может «услужить» своему клиенту, тем больше у нее возможностей заработать.
При этом банк не собирается забывать «филиальных» служащих. Одну из важнейших задач SEB видит в обучении работников. По мнению Ларса Танелла, в случае банков спрос будет и на "филиальных" служащих, и на ИТ-специалистов. Но наилучшие шансы у тех, чьи знания совмещают обе сферы: и финансы, и ИТ. Что касается бизнеса, здесь победителями выйдут традиционные компании, которые смогут перестроиться к игре на поле новых технологий в старом бизнесе.
Несмотря на то, что многие участники форума произнесли массу лестный слов в адрес развития балтийского рынка информационных технологий, не обошлось без ложки объективного дегтя. С небес на землю делегатов попытались опустить президент шведской компании TeliaAB Марианна Ниверт. По ее словам, путь стран Балтии к быстрому прогрессу преграждают четыре препятствия. 0то недостаток капитала, страшная бюрократия, низкий уровень владения иностранными языками и человеческий фактор в целом. Для успеха нужно четко определить правила игры и сделать будущие условия работы компаний прогнозируемыми. Также нужны инвестиции в образование и исследования. И вот тогда, считает глава компании TeliaAB, страны Балтии станут одними из лидеров по росту ВВП в Европе.
Глава регионального отделения Compaq Вернер Копф отметил еще один важный нюанс: большое влияние на перспективы е-экономики оказывает налогообложение. Если значительная часть доходов компании, в том числе от ИТ-проектов, будет съедена налогами, то рассчитывать на ее желание развивать такие проекты в данной стране не приходится.
«E-commerce до и после бума» – такую тему для своего выступления выбрал Леннарт Грэйб, президент The Swedish Post Group. По сути он и произошел в области B2C («бизнес – потребитель»), достигнув вершины в 1999 году. Но затем перенасыщенный рынок обрушился, и объемы B2C значительно упали, потянув в бездну банкротства множество интернет-компаний. В то же время e-commerce в сфере B2B ("бизнес – бизнесу") продолжает медленно, но верно расти и шириться. Отсюда вывод: светлое будущее у e-business после бума все же есть.
Татьяна Андреева (Час-Деловой)
Первая международная конференция "Франчайзинг 2001" прошла в Риге в середине октября. Как и следовало ожидать, мероприятие оставило после себя больше вопросов, чем ответов: на то она и первая конференция. Но по всеобщему признанию ее участников, сам факт проведения подобного форума достаточно отраден. Поскольку организация бизнеса по системе франчайзинга в странах Балтии имеет много перспектив.
Всего в мире насчитывается 12 000 франшиз. По прогнозам международных экспертов, в нынешнем столетии франчайзинг будет развиваться небывалыми темпами. В странах же Балтии эта форма организации предпринимательской деятельности еще не слишком известна.
Франшиза – это понятие зародилось во Франции в cредние века. В то время слово означало "права", "привилегии". После выдачи франшизы отдельные подданные государства получали права продавать товары, осуществлять перевозки или охотиться на территории феодальных угодий. Сегодня франшиза – это право на осуществление предпринимательской деятельности. "Отцом" современного франчайзинга многие исследователи считают Исаака Зингера – основателя всемирно известной компании по производству швейных машин. В 1851 году Зингер заключил с распространителями товаров письменные договоры о передаче франшизы – прав на продажу и ремонт швейных машин на определенных территориях США. |
Для начала представим себе довольно типичную ситуацию. Некое предприятие N, претендующее на статус малого или среднего, собирается начать свою деятельность, предлагая на рынке, скажем, продукты питания. Компаний аналогичного профиля на рынке уже, что называется, пруд пруди. Но менять планы не хочется. Есть и еще одна беда: как и у многих начинающих предприятий, денег на развитие – с гулькин нос.
В этом случае самое время обратиться за опытом к своим американским "коллегам", которые успешно развиваются с помощью франшизы с середины 60-х годов. Их примеру в свое время последовали некоторые латвийские предприятия, купившие франшизу у таких известных компаний, как Baskin-Robbins, Avis, Best Western Hotel, Lufthanza City Center, или у ставшего притчей во языцех McDonald’s.
Все они, заплатив определенную сумму франчайзеру, получили права представлять "лицо" главной компании на территории Латвии: или продавать мороженое, или предоставлять услуги проката автотранспорта. Причем все особенности работы – будь то фирменные шапочки или даже детали интерьера – должны соответствовать определенным стандартам. Малейшее непослушание грозит обернуться неприятностями. К примеру, если в кафе Baskin-Robbins вдруг появится мороженое Руйиенского молочного комбината, незадачливым предпринимателям грозит закрытие.
Чтобы держать ситуацию под контролем, франчайзер регулярно (обычно раз в год) приезжает с проверкой. Директор гостиницы Mara Гита Пуце рассказала БК, что независимый эксперт из Голландии, собирающийся, подобно гоголевскому ревизору, "погостить" в Риге, не появляется "как снег на голову", а сообщает о своем прибытии заранее. Во время своеобразного аудита он проверяет все: от качества обслуживания до порядка в гостиничных номерах. Каждый из параметров оценивается по пятибалльной системе с последующими указаниями на то, что следует исправить, над чем поработать. В следующий приезд наказы будут проверены. Впрочем, как выяснилось, латвийские предприниматели до сих пор были очень дисциплинированными и до крайних мер не доходило.
|
Финансовые отношения между покупателем и продавцом франшизы строятся по-разному. В одном случае это ежегодная плата, в другом деньги перечисляются ежеквартально. Прибыль, полученная "на местах", то есть честно заработанная латвийским бизнесменом, остается у него на руках.
Размер своеобразной пошлины, которую выплачивает местная компания франчайзеру, зависит от сферы бизнеса. К сожалению, этот вопрос ни одна из сторон особо не афиширует, мотивируя сакраментальным "коммерческая тайна". Но бытует мнение, что обычно стоимость франшизы равна 10% от годового оборота предприятия.
Найти продавца франшизы сегодня очень даже непросто. База данных есть только у Латвийской франчайзинговой ассоциации. По крайней мере в этом уверяет ее руководство. По словам представителя ассоциации Владимира Петражицкого, в распоряжении ассоциации в настоящий момент имеется более четырех предложений, полученных от иностранных франчайзеров (в результате личных контактов). Информация эта, по словам г-на Петражицкого, доступна любому желающему через любой приемлемый вид связи (e-mail, телефон, факс, встреча). А поскольку основным информационным средством в современном мире становится Интернет, ассоциация создала и регулярно обновляет свою страницу www. franch.lv. Рассчитана она на широкую аудиторию – от студента экономического вуза до реально работающего в этой сфере предпринимателя.
О каких-либо конкретных результатах своей деятельности руководство ассоциации распространяться не спешит. Тем не менее сам факт появления подобной организации – явление отрадное. Ведь ни в Эстонии, ни в Литве ничего подобного просто не существует.
Создание информационного центра или ассоциации вселатвийского масштаба – такие задачи преследовала первая конференция по франчайзингу. Организаторы мероприятия, компания RMS Forum, пригласив на форум франчайзеров, франчайзи, а также чиновников различных министерств и ведомств, попытались охватить животрепещущие вопросы – лицензирование товарного знака, составление франчайзингового договора, налоговые аспекты.
Однако получилось как в русской поговорке – первый блин комом. "Этот чиновник из министерства прочитал свой доклад так, как будто автором произведения является кто-то другой", "такое впечатление, будто нас пригласили на лекции по экономике" – примерно такие отзывы участников слышались между заседаниями. На оторванность тем докладов от жизни указала и вице-президент компании Elmi Римма Гинбург: "Хотелось бы побольше практики. Будем надеяться, что в следующем году организаторы мероприятия "исправятся". Хотя уже только за то, что они взялись за столь сложную и необходимую тему, их стоит поблагодарить".
КРИМИНАЛ |
ТЕХНОЛОГИИ
|
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО |